-Как вы полагаете, можно ли считать деятельность вашего правительства попыткой создания современной курдской государственности?
- Создавая свое правительство, мы стремились заложить фундамент не самостоятельного государства, а федеративного образования. Надеемся в будущем заключить федеральный договор с центральными властями Ирака. Мы хотим, чтобы Ирак стал страной демократического парламентаризма на основе многопартийной системы. Главное наше отличие от центральных властей в политическом отношении состоит в том, что мы последовательно руководствуемся принципами свободы и демократии. У нас действуют различные политические партии, а также культурные и общественные организации, существует полная свобода слова. Все это закреплено и гарантировано в законодательстве. Мы уважаем культурные и политические права национальных и религиозных меньшинств - туркмен, христиан (халдеев, ассирийцев, армян), а также езидов (солнцепоклонников). Мы надеемся, что наша политическая программа - прообраз будущего всего Ирака.
- В последнее время создается впечатление, что курдский фактор отошел на второй план в политике Москвы на Среднем Востоке, хотя СССР сыграл весомую роль в создании курдской автономии. Какими вы видите перспективы российско-курдских отношений?
- Необходимо учитывать тот факт, что курды живут не только в Ираке, а также в Иране и Турции, имеющих непосредственные границы с СНГ, и наши интересы тут взаимосвязаны. Хочется верить, что Россия будет оказывать поддержку курдскому народу на международных форумах. К сожалению, пока мы видим, что в своей позиции по иракскому вопросу Российская Федерация не учитывает проблему Курдистана. А вот во время встреч с политическими лидерами США и Западной Европы мы постоянно слышим, что решение курдской проблемы никоим образом не может быть проигнорировано в ходе урегулирования иракского вопроса.
- Не секрет, что курдское национальное движение сегодня раздроблено. Что можно сказать по поводу взаимоотношений вашего правительства с Рабочей партией Курдистана (РПК) и Патриотическим союзом Курдистана(ПСК)?
- Действительно, есть несколько политических организаций, представляющих курдское национально-освободительное движение. Следует напомнить, что в каждой части Курдистана существует особая политическая, общественно-экономическая и культурная ситуация. Поэтому и борьба в разных регионах нуждается в особой тактике. Отношения регионального правительства с разными партиями и организациями Иракского Курдистана и других его частей в основном хорошие. Проблемы существуют лишь в отношении тех двух политических организаций, которые вы упомянули.
Рабочая партия была создана на территории Турции и не имела связей с Иракским Курдистаном. Но после победы восстания 1991 года и образования парламента, а также нашего регионального правительства ее сторонники безо всяких оснований начала соперничать и враждовать с новым демократическим государственными образованием. Видимо, эта политика выражала интересы определенных соседних стран. В 1995 году РПК переместила свои вооруженные силы на территорию Ирака и совершила на нас массированное нападение. Наше региональное правительство, в свою очередь, всегда занимало строго оборонительную позицию.
Что касается Патриотического союза, то сразу отмечу - мы вместе руководили восстанием 1991 года, совместно провели выборы первого парламента Курдистана и образовали региональное правительство. Но, к сожалению, весной 1994 года политические противоречия между обеими сторонами вылились в гражданскую войну. Эта война продолжалась до 1997 года. Я не хотел бы здесь говорить о причинах войны, но только могу отметить, что с самого начала Демократическая партия Курдистана, которую я имею честь представлять, стремилась решать проблемы политическим путем через проведение новых парламентских выборов. В 1998 году в Вашингтоне при посредничестве США был подписан договор между ДПК и ПСК, и большинство пунктов этого договора ныне выполнено.
- Как вы видите возможность создания федерации с Ираком, учитывая характер нынешнего иракского политического режима?
- Парламент Иракского Курдистана осенью 1992 года объявил, что отношения нашего региона с центральными властями будут строиться на основе федерализма. Безусловно, предстоит еще много сделать, чтобы добиться признания иракским правительством прав курдов на федерацию в рамках Ирака. Признания этих прав мы требуем и от центрального правительства, и от оппозиции Ирака. Внутри оппозиции большая часть поддерживает идею федерализма. Даже соседние с нами государства налаживают отношения с региональным правительством, признавая его фактической властью в Курдистане. Мы надеемся, что проблема мирных переговоров и достижения взаимопонимания с центральными властями будет решена. Основатель нашей партии Мустафа Барзани всегда стремился решать вопросы путем мирного диалога, принципов демократии и справедливости, этот подход он завещал и нам. Мы хотим, чтобы после отмены эмбарго Республика Ирак вернулась в мировое сообщество и зажила новой жизнью на основе принципов свободы и демократии.
- Ваши оппоненты упрекают вас за проведение прозападного политического курса. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Если вы имеете в виду нашу политику в отношении США и других стран Запада, то мы никогда не станем пешками в чьей-то политической игре. Мы преследуем и защищаем исключительно свои собственные интересы, интересы курдов. Если же вы имеете в виду создание демократической, либеральной парламентской системы, то, с нашей точки зрения, ее нельзя считать ни прозападной, ни провосточной. Это такая система, которая обеспечивает свободу, плюрализм, языковые, культурные и религиозные права, а также формирование политической власти путем свободных выборов. Все наблюдатели отмечают успех политического и административного эксперимента в Иракском Курдистане. За десятилетие после победы восстания 1991 года народ Курдистана, его правительство, политические партии и институты доказали свою способность к самоуправлению и то, что они заслужили лучшую жизнь в будущем.
- Что вы думаете по поводу курдской проблемы в Турецкой Республике и других (неиракских) частях Курдистана?
- Население каждой части Курдистана имеет особую политическую, экономическую и социальную ситуацию. Местные проблемы должны решаться в рамках соответствующих государств. Поэтому мы не навязываем свой вариант решения курдского вопроса в качестве обязательного для всех образца.
- Каково ваше отношение к возможному распространению проводимой США глобальной антитеррористической кампании на Ирак?
- Мы бы не хотели, чтобы иракский народ еще раз подвергся ужасам войны. По нашему мнению, противоречия между Ираком и ООН могут и должны быть решены мирным путем. Иракское правительство должно проявить добрую волю, выполнить требования международного сообщества, чтобы в результате все санкции и эмбарго были сняты. Но, без сомнения, если ООН потеряет всякую надежду на достижение соглашения с Ираком - США могут начать против него военную операцию. В этом случае решение остается за Вашингтоном, и ни мы, ни соседние страны не сможем ничего изменить. Надеемся, что дело не дойдет до войны и иракский народ мирно выйдет из этого кризиса.