Нынешний февраль должен был начаться с важного процесса в Федеральном конституционном суде (ФКС). В Карлсруэ, где расположена эта инстанция, уже завтра намеревались приступить к рассмотрению иска федерального правительства, бундестага и бундесрата о запрещении Национал-демократической партии (НДП). Партия, неонацистский характер которой никогда не вызывал сомнений, существует в ФРГ уже несколько десятилетий. Она переживала взлеты, едва не проникнув однажды на выборах в бундестаг, и падения, теряя позиции и сторонников. Сейчас в ней насчитывается около 7 тысяч членов. В последнее время, в том числе из-за опасности терроризма, ее вызывающая деятельность стала особенно нетерпимой. Пропагандируя неприятие иностранцев, она явно сказывается на росте случаев насилия над ними. Это побудило германские власти перейти наконец от бесконечных разговоров о необходимости запрета НДП к делу.
Суду были представлены документальные материалы о ее антиконституционности, собранные Федеральным министерством внутренних дел и Федеральным ведомством по охране Конституции (ФВОК), немецким аналогом нашего ФСБ. Уже были вызваны свидетели, составлено по дням расписание их допросов, как вдруг все застопорилось. Конституционный суд отложил на неопределенное время свои заседания по делу об НДП, так и не приступив к нему.
Как оказалось, значительная часть обвинительных материалов, на которых основывался иск властей, была составлена из секретных донесений членов руководства НДП, завербованных в качестве "агентов доверия" ведомством по охране Конституции. Германская контрразведка сумела довольно основательно нашпиговать верхушку национал-демократов своими информаторами, имея в ней не менее 30 стукачей. Видимо, такая практика вообще широко применяется этой спецслужбой. Как свидетельствует газета "Вельт", речь идет о "нескольких тысячах" тайных источников, от которых поступает примерно пятая часть информации ФВОК. В этой связи для суда возникла новая процессуальная ситуация, вызывающая сомнения в состоятельности представленных ему материалов.
Одним из "агентов доверия" оказался предводитель земельной организации НДП в Северном Рейне-Вестфалии Удо Хольтман. Его высказывания значатся среди тех, которыми госорганы обосновывают запрет этой партии. Но наиболее яркой фигуре в развернувшемся скандале стал Вольфганг Френц. Он принимал участие в основании НДП, входил длительное время в ее руководство и в течение 33 лет - половину своей жизни - регулярно "общался" с офицером контрразведки, ежемесячно получая за свое "сексотство" от 600 до 800 марок. Эти деньги он законопослушно помечал в налоговой ведомости, а затем вносил в партийную кассу неонацистов как "пожертвование". В то же время Френц продолжал активнейшим образом участвовать в деятельности НДП, выступая со статьями и речами, отличавшимися особым экстремизмом и антисемитизмом. Поэтому "охранники Конституции" не преминули включить такие высказывания своего агента в обвинительные материалы для суда в Карлсруэ.
Все это выявило крайне скандальную ситуацию. Во-первых, оказывается, что деньгами налогоплательщиков, выплачиваемыми "агентам доверия" типа Френца по статье борьбы с НДП, спецслужбой по крайней мере частично финансировалась эта неонацистская партия. Во-вторых, те же "сексоты" одновременно занимались неподдельной агрессивной неонацистской деятельностью, направленной на укрепление НДП. Но коль скоро спецслужбы приводят факты этой деятельности в качестве доказательных материалов, то они могут выглядеть и как заказные. Такой, по выражению "Шпигеля", "мирный симбиоз врагов и защитников Конституции" с правовой и процессуальной точек зрения оказался гремучей смесью, способной взорвать все дело запрещения неонацистской партии.
Одновременно выявилась невероятная чиновничья неразбериха в отношениях различных причастных ведомств, прежде всего МВД и подразделений ФВОК. В подготовке материалов для Конституционного суда была проявлена безответственность, доходящая до головотяпства. Были нарушены специальные предписания, запрещающие использовать в качестве "агентов доверия" активистов верхнего звена "наблюдаемых" организаций, способных оказывать "существенное влияние" на их политику и деятельность. Но именно на них-то и делалась ставка. Министр внутренних дел Отто Шили попал в итоге в неприятное положение. Он признал в бундестаге серьезные упущения своего ведомства.