Более 30 мощных взрывов прогремели в воскресенье вечером в пригороде Лагоса - экономической столицы самой густонаселенной страны Африки. Мировые агентства сообщают минимум о 580 погибших. По оценкам наблюдателей, жертв может быть гораздо больше. Трагические события произошли в Икедже, где на воздух среди прочего взлетел главный временный склад боеприпасов нигерийской армии. В эпицентре взрыва оказались многочисленные военнослужащие и члены их семей. Местная администрация официально объявила, что взрывы стали результатом пожара на близлежащем рынке. По другим данным, мог быть поврежден нефтепровод, что и повлекло за собой взрывы.
Недавнее прошлое Нигерии, история которой столь богата военными переворотами, наводит на мысль и о возможности политической подоплеки происшедшего. В 1998 г. именно "взрывная волна", потрясшая крупнейшие города страны, стала предвестником падения режима генерала Абачи, известного своей патологической жестокостью. Примечательно, что нынешние события произошли именно в Икедже, где расположены аэропорт и военный гарнизон.
Тысячи мирных жителей уже покинули район происшествия. В целях пресечения панических настроений местный губернатор Бола Тинубу сделал специальное заявление, в котором отверг возможность военного переворота или мятежа. Губернатор особо подчеркнул, что президент Олусегун Обасанджо находится в безопасности.
На развитие внутриполитической жизни Нигерии всегда оказывал влияние нефтяной фактор. (Эта страна занимает шестое место в мире по объему добычи нефти.) Всем ее правителям так или иначе приходилось испытывать в этой связи внешнеполитические неприятности. Так, в 1998 г. Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК) предупреждала Сани Абачу о том, что его страна превысила все допустимые объемы добычи этого сырья. Это привело к конфликту с ведущими нефтедобывающими странами мира, в частности с Саудовской Аравией, вызвавшему особо болезненную реакцию нигерийского руководства, поскольку ранее Эр-Рияд, вопреки давлению США, поддерживал дружеские отношения с режимом Абачи. После этого конфликта нигерийский диктатор заявил, что "некоторые страны, прежде имевшие с нами близкие контакты", финансируют вооруженную оппозицию. Абача, как известно, вскоре умер от сердечного приступа.
Не исключено, что и теперь в дестабилизации положения в Нигерии, где за последние два с половиной года вроде бы начала налаживаться нормальная политическая и экономическая жизнь, заинтересованы определенные внешние силы.
На состоявшейся в конце декабря в Каире чрезвычайной консультативной встрече министров энергетики и нефти государств ОПЕК нигерийцев опять обвинили в том, что они "перевыполняют" выделенные им квоты сразу на 300 тыс. баррелей в день. Нигерии напомнили, что это явно противоречит членству в ОПЕК и выполнению решений мирового картеля. Судя по всему, президент Обасанджо проигнорировал этот сигнал, поскольку, как явствует из сообщений мировых информационных агентств, его правительство продолжает гнуть свою линию в нефтяном вопросе.
В то же время нельзя забывать о том, что одним из основных очагов терроризма в Нигерии остаются северные районы страны, где действуют боевые подразделения воинственных фульбе. Эта этническая группа, составляющая около 20% населения страны, давно упрекает правительство в пренебрежении ее интересами, в том, что она слишком скромно представлена в центральных органах власти.
Как бы то ни было, легальные оппозиционные силы в Нигерии поддержали версию властей о несчастном случае, о чем поспешили сообщить контролируемые ими СМИ. После десятилетий военных диктатур, властвовавших в этой стране, они просто не заинтересованы в расшатывании нынешнего, многопартийного режима.