Сегодня ожидается продолжение переговоров между представителями командования американской группировкой на Среднем Востоке и талибами, поднявшими мятеж в горном районе Газни, к северо-западу от Кандагара. Мятежники уверяют, что у них под ружьем более 5 тысяч человек, а на вооружении имеются 450 танков, бронетранспортеров и грузовиков. Трудно сказать, насколько эти цифры соответствуют истине. Во всяком случае, известно, что еще в декабре в нарушение соглашения о сдаче Кандагара несколько тысяч солдат и активистов "Талибана" покинули свою неофициальную столицу, а затем сумели перегруппироваться в горах. Можно предположить, что вместе с талибами из города тогда ушли немало тех его жителей, которые в 1994 г. приветствовали падение губернатора Гуль Аги Шерзоя, прославившегося при президенте Раббани мздоимством и жестокостью. Теперь Гуль Ага снова губернатор, причем в декабре он действовал крайне решительно - занял свою бывшую резиденцию, не дожидаясь официального назначения или избрания, хотя на этот пост претендовали сразу несколько полевых командиров.
Талибы теперь заявляют о своем желании продолжать войну против американцев. Они готовы сложить оружие лишь в случае выплаты им миллионов долларов и гарантий амнистии. Отправка на военную базу США в Гуантанамо (Куба) партий пленных талибов и боевиков "Аль-Каиды", по-видимому, заставило многих рядовых талибов продолжать сопротивление. Тем более что слухи о жестоком обращении американцев с пленниками только накалили страсти. Никто не мог гарантировать, что тот или иной сдавшийся боевик попадет под амнистию, объявленную переходным правительством Хамида Карзая, а не будет объявлен "особо опасным преступником", вслед за чем отправится под заокеанский трибунал.
Накануне начала мятежа Кандагар посетил директор ФБР Роберт Мюллер, проведший там встречу со своими агентами. На ней, в частности, подчеркивалось, что сведения, полученные американским сыском от попавших в плен талибов и захваченные у них документы, позволили предотвратить новые теракты на территории США. Мюллер посетил и лагерь, в котором еще содержатся более 200 талибов и членов "Аль-Каиды", ожидающих отправки в Гуантанамо. Их транспортировка застопорилась формально из-за переполненности тамошней военной тюрьмы, а фактически - из-за протестов международных гуманитарных организаций и ряда европейских политиков по поводу условий содержания арестантов. Последних официальный Вашингтон по-прежнему категорически отказывается признать военнопленными.
Эти события, вероятно, обсуждались на вчерашней встрече госсекретаря США Колина Пауэлла с министром иностранных дел Афганистана Абдуллой Абдуллой. Афганцы резонно требуют компенсации за право распоряжаться у них в стране. Тема увеличения американской помощи в процессе послевоенного восстановления будет фигурировать и во время подготавливаемого в эти дни официального визита Хамида Карзая в Соединенные Штаты. Вчера же казначейство США разморозило авуары Афганистана на сумму в 217 млн. долл. Афганские финансы, в основном в золоте, были заморожены в 1999 г. в наказание талибам за поддержку терроризма. Однако теперь Вашингтон отказывается вернуть афганцам целиком все их авуары, удерживая вклады, связанные с периодом правления движения "Талибан". Если эта мера понятна в отношении финансов интернациональной "Аль-Каиды", то совершенно неясно, почему конфискованные режимом муллы Омара у своего народа средства не могут быть возвращены в Афганистан, где уже более месяца у власти находится новое руководство, полностью признанное ООН и многими государствами мира, в том числе самими Соединенными Штатами.
При этом деньги для Афганистана продолжают оставаться главной темой международных контактов Кабула. Различные аспекты финансирования переходного правительства обсуждались вчера в ходе визитов в Афганистан генсека ООН Кофи Аннана и министра иностранных дел Канады Джона Мэнли. Оттава уже пообещала предоставить Афганистану помощь в размере 62,2 млн. долл.
Осторожность же американцев в отношении афганских денег вполне понятна, хотя и неясно, как это согласуется с международным правом. Вашингтон боится, что раздоры в стане победителей приведут к новой гражданской войне в Афганистане, и в дальнейшем к власти придут силы, настроенные отнюдь не проамерикански. Действительно, не успели в северных районах страны затихнуть весьма скандальные и едва не приведшие к вооруженному конфликту трения между сторонниками министра обороны Мухаммада Фахима и его формального зама Абдуррашида Дустума, не поделившими между собой самые плодородные земли, как опять в сводках новостей замелькал Кандагар. Уже не только в связи с мятежом талибов. Вновь не поладили между собой представители новой администрации. Все тот же губернатор Кандагара Гуль Ага объявил, что Иран якобы направляет большие партии вооружений его гератскому коллеге Исмаил Хану, возглавляющему базирующиеся в Герате боевые формирования афганских таджиков. Причем этнический фактор отступает здесь на второй план: столь же конфликтные отношения с самолюбивым и воинственным Исмаил Ханом и у таджика Фахима. Правда, в этих двух случаях пока удается избежать серьезного вооруженного конфликта за исключением мелких локальных стычек, которые и без того постоянно вспыхивают по всей стране.
Спецпредставитель ООН по Афганистану Франсеск Вендрелл уже объявил о том, что во избежание гражданской войны в эту страну следует направить не менее 30 тыс. международных миротворцев, переходное правительство Хамида Карзая до последнего времени соглашалось принять лишь 4,5 тыс., и то размещая их лишь близ Кабула. Однако на момент подписания номера пришло сообщение, что он официально объявил о готовности пересмотреть свою позицию.