Спустя без малого три месяца после октябрьских выборов в палату депутатов сегодня в германской столице, имеющей статус федеральной земли, официально приступает к своим обязанностям новый сенат (правительство), образованное на базе коалиции берлинских организаций Социал-демократической партии Германии и Партии демократического социализма. Берлинский "брак по расчету" именуют "красно-красной" коалицией, хотя такое ее обозначение весьма условно. Немецкие социал-демократы давно предпочитают оформлять свои съезды в другие тона. Их современный колер в лучшем случае выглядит розовым. ПДС, программно стремящаяся к социализму, сегодня тоже не несет в себе революционного заряда. Но остается Красная ратуша, издавна называемая так по кирпичному цвету своих стен.
В принципе сенсации в новом берлинском варианте нет. Подобный гласный опыт имеется в земле Мекленбург-Передняя Померания, а негласный в Саксонии-Анхальте. Однако столица есть столица, значение такого события в Берлине выходит за чисто земельные рамки, обретает, тем более в год всеобщих парламентских выборов, общефедеральное политическое звучание.
Берлинская стена и гэдээровское прошлое, из которого вышла ПДС, возникшая в 1989 году на руинах хонеккеровской СЕПГ, более чем где-либо еще долго не допускали мысли о сотрудничестве социал-демократов с "посткоммунистами" в этом городе. Чтобы облегчить его, руководство ПДС при активном участии ее неформального лидера Грегора Гизи, одной из ярких политических фигур сегодняшней Германии, сделало в последние годы ряд специальных деклараций. Они нашли отражение и в коалиционном договоре, в преамбуле которого осуждается былой режим СЕПГ, Стена, тоталитаризм. С другой стороны, все больший вес приобретали реалии, связанные с ПДС. А они заключаются прежде всего в мощной и прочной поддержке этой партии среди населения федеральных земель, образованных на территории бывшей ГДР. Особенно это выражается в Берлине, в восточных районах которого за нее в октябре проголосовало около половины избирателей.
Они определили и приход "красно-красной" коалиции. По настойчивой рекомендации лидера СДПГ федерального канцлера Герхарда Шредера, правящий бургомистр Берлина Клаус Воверайт попытался сначала договориться с "зелеными" и либералами, но из этого ничего не вышло. Пришлось обращаться к ПДС. С нею у берлинских социал-демократов гарантировано стойкое большинство в городском парламенте.
Понятно, что социал-демократы во главе с Воверайтом сохраняют за собой все решающие позиции в Берлине. Грегор Гизи становится одним из двух заместителей правящего бургомистра и министром экономики. Кроме того, социалисты будут отвечать в сенате за культуру, социальные дела и здравоохранение.
Все это достаточно рискованные сферы, где не обойтись без т.н. непопулярных мер экономии. Ведь на Берлине висит гигантский долг в 40 млрд. евро. Крайне трудноподъемной проблемой является безработица. От нее в городе страдают почти 17% самодеятельных берлинцев. Это намного превышает среднефедеральный уровень, колеблющийся на десятипроцентной отметке. Неудачи в Берлине пошли бы, конечно, не на пользу избирательным шансам ПДС. Известно, что такие коалиции часто оборачиваются преобладающим политическим износом для формально равного, но фактически младшего партнера. Но эти опасности могут подстерегать ее не раньше чем через четыре года.
А пока выход ПДС на берлинскую арену в качестве одной из правящих в столице партий укрепляет ее политический имидж не только в восточных землях. Партия становится "нормальной", ее будет все труднее обходить и дискредитировать. Новый столичный статус вполне может принести ПДС дивиденды на предстоящих сентябрьских выборах в бундестаг. Накапливаемый опыт взаимодействия СДПГ и ПДС на земельном уровне открывает перспективу такого же сотрудничества этих партий и в федеральных рамках. Обе стороны ее сейчас категорически отрицают. Но ясно, что теоретических вариантов возможного коалиционного маневра в последующие годы у социал-демократов становится больше. Не случайно полемизируют против "красно-красной" коалиции не только правоконсервативные круги, но и либералы и "зеленые".
Как принято в таких случаях, участники "красно-красной" коалиции поднимут сегодня, конечно, в Берлине бокалы с шампанским за ее успех. Но все понимают, что путь к нему чрезвычайно труден.