Начавшийся 14 января в Мадриде судебный процесс по делу о рекордном в истории Европы грузе кокаина, захваченном на борту судна "Таммсааре" в 1999 году, обещает быть не только, как всегда в Испании, долгим, но и весьма громким. И не только потому, что этой операцией, носившей кодовое название "Темпле", руководил мадридский судья Бальтасар Гарсон, известный своим активным участием в делах Аугусто Пиночета и Владимира Гусинского, или потому, что в результате на судне у Канарских островов было захвачено 6 тонн зелья, а по следам операции в Галисии - еще 5 тонн. (Больше реквизировали до этого лишь однажды в США - 20 тонн.)
Сенсационности этого процесса способствовали и вызвавшие в Испании всеобщее возмущение действия трех судей, которые вели это дело, - а именно членов Национальной судебной коллегии Карлоса Сесона, Хуана Хосе Лопеса Ортеги и Карлоса Ольера. Скандал разгорелся из-за того, что аккурат под Рождество эти судьи выпустили до суда главного фигуранта этого дела 40-летнего Карлоса Руиса Сантамария по кличке Эль Негро за смехотворный для заключенного залог - всего в 30 тысяч евро. Сей гражданин неизвестной до сих пор национальности обладает пятью фальшивыми паспортами. А когда один из судей четыре дня спустя вызвал матерого наркомафиози, того, естественно, и след простыл. Прокуратура настойчиво возражала против освобождения Эль Негро, предупреждая о его возможном бегстве.
Эль Негро обвиняется в том, что он главный координатор совместных действий колумбийских наркокартелей Кали и Боготы и испанской наркомафии, окопавшейся в Галисии. Учитывая груз предъявленных обвинений, прокуратура требовала для наркомафиози 60 лет тюремного заключения и уплаты штрафа в 360 миллионов евро.
Судьи отпустили Эль Негро на волю для амбулаторного лечения на основании диагноза тюремного врача-психиатра, заключившего, что тюрьма привела его к "маниакально-депрессивному биполярному психозу с устойчивым стремлением к суициду". Правда, попыток покончить с собой за наркомафиози не было замечено, тем более что сделать это в заключении при строгом режиме непросто.
Поскольку выяснилось, что в прошлом году те же судьи выпустили условно другого наркомафиози, который тут же бежал, да и вообще за ними числятся другие прегрешения, в Испании поднялся грандиозный шум. Газета "Мундо" в связи с этим писала: "Это не просто судебная ошибка, это нечто большее, скорее приличествующее банановой республике, а не стране, председательствующей в Европейском союзе". Странное и противоречащее разумной логике решение судей вызвало и неизбежные подозрения, что они руководствовались вовсе не "гуманитарными" мотивами. Высший Совет судебной власти поручил генеральному прокурору начать не только дисциплинарное, но беспрецедентное в истории испанской юстиции судебное расследование в "преднамеренном злоупотреблении властью" судьями.
В самый разгар скандала - причем ровно через сутки после того, как был выписан международный ордер скрывшегося Эль Негро, - те же служители Фемиды и вновь по "гуманитарным соображениям" освободили до суда фигурантку # 2 по тому же делу Вирхинию де лос Риос по кличке Андреа. Она обвиняется в том, что является казначеем колумбийских наркокартелей на Пиренейском полуострове. Кстати, и ее отпустили под крошечный для нее залог в 6 тысяч евро, в то время как прокурор требует для Андреа 39 лет заключения и выплаты штрафа в 300 миллионов евро. Кстати, ее освободили даже без рекомендации врачей, а лишь по "доброте" судей. Все остальные 38 обвиняемых по делу, где первыми идут Эль Негро и Андреа, содержатся в тюрьмах по всей строгости закона. К ним послаблений не было.
А среди них в тюрьме Вальдеморо под Мадридом с лета 1999 года находятся и российские моряки, каждому из которых грозит до 12 лет заключения. Они являлись членами экипажа "Таммсааре" и были арестованы после захвата судна испанским спецназом, в ходе которого от сердечного инфаркта погиб русский помощник капитана. Среди российских моряков есть по-настоящему больные, причем один - хронически, как сообщил ранее вашему корреспонденту их капитан Кравченко. Тем не менее медицинская помощь, которую не мог оказать тюремный лазарет, была оказана им прошлым летом лишь после того, как вмешалось консульство России в Мадриде.
Виновны эти моряки или нет - покажет суд. Так они и сами говорят, хотя добавляют, что не знали истинного содержимого груза и желают только одного - чтобы их судили как можно скорее. Мы не беремся предвосхищать решений испанской Фемиды. Между тем совершенно ясно, что моряки не были организаторами и вдохновителями этого преступления, правда, судьи не проявили к ним столько же гуманности, как к матерым наркомафиози Эль Негро и Андреа.
Валенсия