Министры обороны восьми европейских стран НАТО, видимо, спеша "подчистить" до новогоднего рубежа нерешенные дела, подписали соглашение по вопросу о военно-транспортном аэробусе "А-400М". Судьба этого самолета мучительна. Дебаты о том, быть ему или не быть, ведутся уже много лет, но он по-прежнему существует лишь в виртуальном варианте.
Однако существуют уже грандиозные планы по закупке и использованию будущей "супермашины". Германия намеревается закупить 73 самолета - больше всех. За немцами следует Франция, заказывающая 50 машин. Далее следует Испания, намеренная оснастить свои ВВС 27 военно-транспортными аэробусами. Скромнее заказ Великобритании, ограничивающийся 25 экземплярами. Турция "берет" 10, Бельгия - 7, а Португалия - всего три "самолета будущего", причем "будущего" весьма отдаленного, поскольку его поставка может произойти не ранее чем в 2008 году.
На один большой "стратегический" аэробус уговорили и маленький Люксембург, которому он непонятно зачем. Но дело в том, что проект долго висел на волоске. Во-первых, из-за непомерной штучной стоимости самолета, продажная цена которого составляет около 230 миллионов марок. Во-вторых, чтобы обеспечить рентабельность проекта, требовался заказ минимально на 180 транспортников. Чтобы наскрести их, и выкручивали политики руки потенциальным покупателям.
На недавней встрече в Нанте президент Жак Ширак настойчиво добивался от канцлера Герхарда Шредера, чтобы Берлин наконец определился в этом вопросе. В том же ноябре от "А-400М" отказалась Италия, с участием которой можно было бы рассчитывать на производство 212 машин.
Проблемы с "А-400М" на этом не кончаются. Серьезным остается вопрос финансирования, в том числе для крупных заказчиков. Например, Германия за 73 самолета должна выложить 17 миллиардов марок бюджетных средств. Бундестаг же ограничил "финансовые полномочия" министра обороны Рудольфа Шарпинга по этому проекту на будущий год 10 миллиардами, достаточными лишь на 48 машин. При курсе на экономию госрасходов нахождение остальных денег остается головоломкой для правительства ФРГ. А скорее всего и для других участников.
В этой связи есть повод вспомнить, что виртуальному проекту "А-400М" противостоял реальный российско-украинский самолет "АН-70", уже испытанный образец которого демонстрировался западноевропейским специалистам. Он получил высокую международную оценку как действительный самолет нового поколения, отвечающий всем современным требованиям, предъявляемым к военно-транспортной авиации. Были созданы консорциумы для совместного российско-украинско-европейского производства этого самолета, в том числе для ВВС европейских стран НАТО, давно нуждающихся в замене своего военно-транспортного авиапарка. Кстати, Рудольф Шарпинг неоднократно ратовал именно за такой вариант его переоснащения. Важным фактором было и то, что стоимость "АН-70" намного ниже взимаемой за виртуальный "А-400М".
Словом, страны, которые подписали на днях брюссельский протокол, могли бы получить самый современный военно-транспортный самолет, во-первых, без дополнительной нагрузки на свои бюджеты, а во-вторых, не в туманном 2008 году, а уже сейчас. Но законы честной конкуренции и свободного рынка в отношении "АН-70" не действовали. Проект, суливший расширение производственного партнерства в общеевропейских рамках, был в конечном итоге "похоронен" западной стороной.
Это было чисто политическое решение, пробитое западноевропейскими ВПК. За ним стояли такие самолетостроительные концерны, как EADS c его французской сердцевиной и британский BAE-Systems, не желавшие упускать большой военный заказ. Подспудно сказывалось неизжитое блоковое мышление.
Однако после 11 сентября в мире произошли кардинальные изменения. Политики Запада чуть ли не ежедневно ратуют за теснейшее сотрудничество с Россией, призывают для этого "пробиваться через преграды стереотипов прошлого". Остается надеяться, что это коснется в будущем и больших проектов с участием России в сфере современных промышленных технологий.