Привычно улыбаясь, госсекретарь США Колин Пауэлл заверил в начале этой недели своих российских собеседников в продолжении конструктивного диалога двух стран по всем основным позициям. Двумя днями ранее американский представитель в НАТО, бесцеремонно отодвинув в сторону инициативу Лондона по сближению альянса с Россией, настоял на сохранении прежнего варианта сотрудничества в формате "19+1". Еще день спустя делегация США шокировала даже своих ближайших союзников, отказавшись подписать документы женевской конференции по контролю над бактериологическим оружием. Наконец, позавчера президент Буш объявил о предстоящем выходе его страны из Договора по ПРО от 1972 года.
Все это лишний раз подтверждает нынешний стиль внешнеполитического поведения американской администрации - прагматичный, самодостаточный, без особой оглядки на чужие авторитеты и мнения. Вашингтон явно не видит смысла к кому-то в мире всерьез прислушиваться после крупной серии успехов последнего десятилетия. Нынешний хозяин Белого дома, кроме прочего, явно ощущает себя наследником отцовской политики и, видимо, не прочь довершить кое-какие недоделанные Бушем-старшим дела. Например, разгромить Саддама Хусейна, к чему президента подталкивают радикалы из его окружения, в частности находящийся в фаворе после удачного афганского блицкрига шеф Пентагона Рамсфелд, а также влиятельные конгрессмены.
С переходом операции в Афганистане в миттельшпиль, когда США начинают снижать интенсивность боевых действий и фокусируют свои усилия на поиске бен Ладена, они готовы передать решение нудных проблем благоустройства внутриполитической жизни афганцев силам ООН и своих союзников, дабы оставить руки свободными для следующих набегов на осиные гнезда террористов. Кроме прочего фактор некоторой усталости военнослужащих, работавших в афганском небе, мешает началу новой крупной операции. Однако необходима свежая подпитка для поддержания развернутой международной кампании, поэтому не исключены некие скорые действия США против экстремистов, например, в Сомали.
Но перед новой серьезной эскалацией военных действий типа броска на Ирак Вашингтону необходимо прежде "прикрыть тылы", т.е. разобраться с ситуацией на израильско-палестинском фронте, ставшем теперь таковым без каких-либо дипломатических эвфемизмов. До сих пор Джордж Буш предпочитал напрямую не ввязываться в решение данной проблемы, ограничиваясь обтекаемыми формулировками и, видимо, не имея продуманной концепции выхода из здешнего заколдованного круга. С одной стороны, он так и не нашел времени и подходящего повода для того, чтобы принять у себя Ясира Арафата. С другой - первым из мировых политиков ввел в свой лексикон название пока лишь потенциально существующего государства "Палестина", и тем самым тоже подтверждая реальность его возникновения. Одновременно Буш в большей мере, чем кто-либо из его предшественников в Белом доме, дистанцировался от прямой консолидации с властями Израиля явно под влиянием американского и международного (прежде всего арабского) нефтяного лобби, чьи интересы семейству Бушей всегда были чрезвычайно близки.
Ни для кого не секрет, что этот же самый довод кроме прочего привлек руководителей США и в Афганистан, территория которого, сама богатая на сырье, может в недалеком будущем стать и очень удобным транзитом для транспортировки далее на юг среднеазиатских естественных ресурсов. Кроме того, по данным пакистанской прессы, ссылающейся на свои спецслужбы, Вашингтон уже якобы застолбил в афганских горах место для строительства систем ПРО, предназначенных для действий против китайских межконтинентальных баллистических ракет.
Словом, американский президент, идеально используя ситуацию, сложившуюся после 11 сентября, продолжает действовать на международной арене сугубо по собственному усмотрению. И российским политикам, наверное, не следует обольщаться рукопожатиями Буша и улыбками самого, наверное, опытного и корректного из представителей нынешнего руководства США - госсекретаря Пауэлла. Последний, судя по всему, готов пойти далее других в излечении Буша от русофобии, но соперников противоположного склада в президентском окружении у него предостаточно. Да и непосредственные союзники США, консолидированность действий с которыми Вашингтон часто воспринимает как обузу, не раз ощутили на себе в последнее время унизительно-пренебрежительные манеры дяди Сэма.
Тем более пока нечем особо гордиться России, ставшей вынужденным попутчиком США во всемирной антитеррористической кампании. Единственная, может быть, уже достигнутая при этом Россией конкретная выгода - исчезновение талибской угрозы среднеазиатским республикам, взамен, видимо, безвозвратно потерянным в качестве безальтернативных союзников. Процесс же общего нашего приобщения к западному сообществу будет носить непростой и долгий характер, и на этом пути наши национальные интересы наверняка еще не раз окажутся противопоставленными интересам США. И мы, как бы при этом ни кичились, вынуждены будем уступать сильнейшему, как это делают ныне все остальные государства, включая - судя хотя бы по результатам инициированных американцами дискуссий в рамках ООН - и Китай. Уже фактически заявленный президентом Бушем выход США из Договора по ПРО лишь в очередной раз явственно подтвердит существующую на сегодня субординацию в международных отношениях.