- Господин президент, как вы оцениваете состояние и перспективы развития словацко-российских отношений?
- Я считаю, что у словацко-российских отношений очень хорошие перспективы. Я исхожу из реальности, в которой различные идеологические "напыления" были заменены прагматичным и действительно партнерским подходом обеих сторон. Неотягощенность фальшивыми контактами формирует огромное пространство для интересного диалога и конкретных действий.
Отношениям с Россией мы отводим важное место во внешнеполитических приоритетах. Связи развиваются практически во всех значимых сферах. И особое значение мы придаем торгово-экономическому направлению. Политический диалог является естественной и желанной формой сотрудничества. В области культуры, образования и науки я являюсь сторонником двустороннего взаимного обогащения. Существуют и неиспользованные возможности, но и здесь я не вижу препятствий. Такие приоритеты Словакии, как интеграция в евроатлантические структуры, на мой взгляд, не ведут к противостоянию в словацко-российских отношений. Я был бы рад, если бы нам больше не приходилось разъяснять эти факты, да и вообще упоминать о них в рамках диалога.
- Каковы перспективы и цели вступления Словакии в НАТО?
- Основная цель, которую Словакия хочет достичь посредством вступления в НАТО, - это обеспечение безопасности, и с этой точки зрения членство в альянсе является для нас единственным возможным вариантом. Формирование самостоятельной обороны стало бы для нас слишком дорогостоящим. Словакия относится к североатлантическому сообществу не только с географической точки зрения, но и с культурной, исторической и цивилизационной. Ужас угрозы международного терроризма усиливает наше убеждение в том, что наше стремление в НАТО является обоснованным. Мы разделяем вместе с НАТО такие ценности, как демократия, правовое государство, права и свободы человека. Как раз эти ценности ведут к процветанию.
Вступив в альянс, мы станем равноценными партнерами наиболее развитых государств мира. Одновременно для нас откроется больший простор для реализации нашей внешней политики и политики безопасности в тесной координации с союзниками. Я убежден, что расширение НАТО никому не угрожает. Оно не идет за счет ослабления безопасности других стран - и Россия является явным примером этого положения. Опасность для них представляют скорее терроризм, торговля наркотиками, организованная преступность, распространение оружия и т.д
Вступление новых стран в НАТО имеет, на мой взгляд, стабилизационный эффект и для самой России, которая сможет положиться на стабильного и кооперативного партнера.
- Как вы себе представляете в будущем структуру европейской безопасности? Какое место должна в ней занимать Россия - как страна, тесно сотрудничающая с НАТО, как полноценный член НАТО или же должна быть создана совсем новая структура европейской безопасности на основе НАТО при участии России и всех остальных стран континента?
- При планировании любой формы или структуры европейской безопасности необходимо исходить из исторических данных. Европа не готовилась принять ответственность за безопасность на континенте, и ведущая роль США в данной области сильно ощутима. Косовский кризис подтвердил тот факт, что Европа пока не готова вести масштабные операции самостоятельно.
В нынешней ситуации, правда, можно предположить, что США будут ориентировать свое внимание на регионы за пределами Европы. Учитывая данный факт, правильно то, что Европа возьмет на себя большую ответственность за собственную безопасность. Кроме того, я думаю, что масштабы европейской политики в этой сфере будут расширяться. Заинтересованность государств в собственной безопасности ставит их перед политической необходимостью оказывать влияние на потенциальные кризисы в более широких масштабах.
Словакия стремится к активному участию в процессе формирования европейской безопасности и идентичности. Мне кажется, что нереально думать о формировании некой новой структуры европейской безопасности. В данной области развивают свою деятельность НАТО, ОБСЕ, ЕС, СЕ. Целью стало усиление их координации, и я думаю, что решение кризиса в Македонии является успешным доказательством данного положения. Естественно, невозможно говорить о европейской безопасности без участия России, у которой огромный потенциал для укрепления стабильности на Европейском континенте. Без России мир в Европе, да и во всем мире, невозможен. Основной целью должно стать стремление к формированию эффективной европейской архитектуры безопасности, основанное на взаимопонимании с Россией. Словакия также заинтересована в том, чтобы отношения между Россией и НАТО развивались в положительном направлении.
- Многие западные эксперты говорят о неудовлетворительном состоянии вооруженных сил новых членов НАТО - Польши, Чехии и Венгрии, которые до сих пор не до конца адаптировались к стандартам альянса. В каком состоянии находится словацкая армия?
- В первую очередь я думаю, что вступление Польши, Чехии и Венгрии стало однозначно положительным моментом для НАТО, региона и, в конце-концов, для России. Упомянутые государства неоднократно доказывали, что поддерживают цели НАТО не только декларативно, но и практически. Что касается подготовленности их вооруженных сил, то здесь необходимо осознавать, что у армий всех трансформирующихся государств была очень непростая исходная позиция. Принятие новых членов не являлось доказательством полной подготовленности их армий к стандартам альянса, а скорее импульсом к их усовершенствованию.
Стремясь приблизиться к стандартам НАТО, правительство Словакии приняло 24 октября 2001 г. основополагающий документ "Вариант вооруженных сил - модель 2010", устанавливающий точные цели и этапы реформ нашей армии. В результате реформ мы получим вооруженные силы, которые сможем финансировать и которые будут соответствовать требованиям современности, будут не столь многочисленными, но профессиональными, мобильными и совместимыми с частями НАТО.
- В какой степени Словакия готова к вступлению в Европейский союз. На саммите в Генте 18 октября прозвучало заявление о вступлении первых стран-кандидатов к 1 января 2004 года. У Словакии есть шанс попасть в эту группу?
- В начале дискуссий о вступлении в ЕС в феврале 2000 года мы поставили перед собой амбициозную задачу - открыть все переговорные главы до конца 2001 года и завершить переговоры к концу 2002 года, чтобы мы смогли присоединиться к ЕС к 1 января 2004 года. Этот план мне кажется реальным с точки зрения развития процесса расширения и темпов переговоров. Мы уже закрыли переговоры по большинству наиболее значимых глав, то есть по 20 из 29. Это, например, глава, касающаяся 4 свобод, представляющая собой основу внутреннего рынка, а также законодательство о деятельности торговых предприятий, социальная политика и трудоустройство и т.д. Словакии предоставлен переходный период в трех главах: свободное предоставление услуг, свободное движение капиталов и энергетика. В период председательства Бельгии мы хотели бы достичь значительного прогресса в таких областях, как окружающая среда, транспорт, налогообложение, финансовый контроль, правосудие и внутренние дела.
Я убежден, что у Словакии есть все предпосылки для успешного завершения подготовительного процесса до конца 2002 года, и, может быть, она вступит в ЕС в числе первых. Мое убеждение усиливается и тем фактом, что интеграция в ЕС имеет мощную поддержку среди граждан нашей страны - более чем 78%.
- Может ли, по вашему мнению, измениться политическая ситуация в Словакии в случае победы на парламентских выборах оппозиции во главе с Владимиром Мечьяром и Робертом Фицом, которых часто характеризуют как националистов и изоляционистов? Не окажет ли их успех влияние на принятие Словакии в НАТО и ЕС?
- Выборы пройдут только в следующем году. Это не очень долгий, но и не короткий период. Я верю, что граждане Словакии хорошо продумают, за кого голосовать. Посмотрим, какими будут сами результаты выборов. В конце концов немало будет зависеть и от президента республики, который решит в соответствии с Конституцией, кому поручить формирование правительства. Я за будущее Словакии не боюсь.