ХОТЯ Германия в отличие от Великобритании ("верный друг") отнесена Джорджем Бушем во вторую категорию так называемых близких друзей, Берлин был все-таки заранее проинформирован Вашингтоном об ударах по афганским целям. Федеральный канцлер Герхард Шредер немедленно выступил в своей новой резиденции перед прессой, вновь полностью поддержав американские действия.
Вместе с тем обращают на себя внимание два мотива его заявления. Видимо, для успокоения собственной общественности он подчеркнул, что военные действия обходятся "пока без немецких солдат". В дальнейшем "Германия внесет свой вклад", если, оговорился канцлер, ее об этом попросят и если это будет объективно возможно. Другой тезис явно учитывал, что в ФРГ проживают несколько миллионов мусульман. Поэтому Шредер заверял, что антитеррористическая акция - это не война против ислама или афганского народа, который может рассчитывать на немецкую "великодушную помощь".
На фоне нового поворота в событиях германский кабинет демонстрирует согласие. "Зеленые", в рядах которых звучало немало сомнений относительно целесообразности военных мер, на своем "малом съезде" одобрили в воскресенье их применение и даже возможное участие в них бундесвера. Что же касается оппозиции в лице христианских и свободных демократов, то она в отличие от противодействия посылке немецких солдат в Македонию теперь готова отправить их куда угодно и заверяет в своей поддержке правительства. "Против" в бундестаге только ПДС, которая видит в бомбардировках "выражение военной логики". В Гамбурге, Кельне, Бонне и ряде других городов состоялись антивоенные демонстрации и пикеты, но число их участников было сравнительно небольшим.
Основная часть немецкой общественности как бы замерла в выжидании, испытывая смешанные чувства. И это неспроста. Дело в том, что по некоей "шкале угрожаемости" со стороны терроризма, определяемой спецслужбами, Германия занимает пятое место после США, Израиля, Великобритании и Франции.
В западных федеральных землях находятся крупные американские гарнизоны, авиабазы, склады вооружений, включая, по некоторым сведениям, атомные авиабомбы. ВВС США используют в своих целях даже крупнейшую пассажирскую авиагавань Германии во Франкфурте-на-Майне. Поэтому везде, где имеются американские военные объекты, правления крупных американских или американо-германских концернов и т.д., правоохранительные органы приведены в состояние наивысшей готовности или, как они выражаются, "массированной защиты объектов". В земле Рейнланд-Пфальц несколькими ротами полиции усилена охрана американских авиабаз Рамштайн и Шпангдалем. Меры безопасности тем более уместны, что многие зарубежные организации и группы, склонные к насилию, в той или иной степени представлены своими приверженцами в Германии.
Сразу после начала военных действий в Афганистане в Берлине под председательством канцлера собрался Федеральный совет безопасности. Он предупредил население, что новая ситуация побуждает учитывать возможность террористических происков в стране, призвав одновременно не поддаваться страху и вести нормальный образ жизни.
Немалое внимание политических кругов и СМИ занимает вопрос о том, как, когда и будет ли вообще задействован в нынешней ситуации бундесвер. В последнее время министр обороны Рудольф Шарпинг, словно готовя общественность, прозрачно намекал чуть ли не на прямое участие немецких военных в афганской операции. В принципе у бундесвера есть для этого батальон спецназа KSK, солдаты которого уже несколько раз, правда, не всегда удачно, проводили в Боснии и Косово арест лиц, внесенных Гаагским трибуналом в списки разыскиваемых военных преступников. Но Афганистан - другое дело, и попытка захвата коммандос Усамы бен Ладена, признал командир КSK бригадный генерал Рейнхард Гюнцель, означала бы "кровавую баню".
Пока в Берлине исходят из того, что бундесвер в качестве одного из сочлений вооруженных сил НАТО возьмет на себя часть задач преимущественно в евроатлантическом регионе. Не исключается также помощь в разведоперациях натовского подразделения самолетов АВАКС, базирующегося на аэродроме Гайленкирхен под Кельном. Немцы составляют четвертую часть этих команд. В 1991 году во время войны с Ираком они вели на этих машинах разведку его территории, летая в воздушном пространстве Восточной Турции. Но с тех пор ТВД бундесвера не выходил за рамки Средиземноморья и Балкан.
И сейчас в кризисных точках этого региона находятся около 7000 германских военнослужащих.