То ли злой рок преследует министра обороны ФРГ Рудольфа Шарпинга, то ли подводит излишняя самоуверенность, но его имя почти не сходит с первых страниц серьезных и, еще чаще, бульварных изданий, причем менее всего в связи с прямыми служебными обязанностями. Едва улегся скандал, затеянный христианско-демократической оппозицией по поводу отпуска шефа бундесвера на Майорке с новой спутницей жизни, графиней Кристиной Пилати, и отсутствия в столице во время решения важного вопроса о направлении подразделений бундесвера в Македонию (см. "НГ" от 30.08.2001), как Шарпинг умудрился подставиться вновь. Чтобы поправить свой имидж, министр поспешил в Скопье вслед за своими солдатами. И, пробыв там всего несколько часов, тут же вернулся к подруге на испанский остров, естественно - на служебном самолете.
Понятно, что та же оппозиция снова постаралась не упустить случая "пригвоздить" министра, на сей раз - за использование услуг правительственного авиаотряда в личных целях. Припомнив Шарпингу все прошлые грехи, христианские демократы громогласно потребовали его отставки. Однако правительство заняло "круговую оборону" вокруг шефа военного ведомства.
Но это отнюдь не снимает естественного в гражданском обществе вопроса о том, насколько уместно поведение того или иного деятеля, обладает ли он необходимым политическим чутьем и тактом, не превышает ли служебные возможности в пользу личных удобств. Как осторожно заметил генеральный секретарь СДПГ Франц Мунтеферинг в связи с дискуссией о поведении Шарпинга, являющегося, кстати, и заместителем председателя партии, "все мы должны иметь в виду, какое впечатление производит на общественность наше поведение".
Рудольф Шарпинг вызывает в связи с этим двойственные реакции - от иронии до недоумения. Чем-то он напоминает чеховского Епиходова - этого "двадцать два несчастья", и в политике, и в личной жизни. Судите сами. В 1994 году Шарпинг терпит обидное поражение в борьбе за пост канцлера. Через год его неожиданно свергают с поста председателя СДПГ. В 1996 и 1999 годах он падает с велосипеда, получив серьезные травмы. В 2000 году опаздывает на рейсовый самолет, которым должен лететь во главе делегации в Португалию, а в Вашингтоне становится жертвой защитных устройств при въезде в Пентагон, из-за чего попадает в госпиталь. В том же году он ничтоже сумняшеся берет с собой в служебную командировку в Израиль вышеупомянутую графиню Пилати, за что получает в печати прозвище Понтий Пилати. Его частые полеты к даме сердца самолетами правительственного авиаотряда, иронически прозванного "Эйр-Шарпинг" (кстати, отряд находится в ведении подчиненных ему же ВВС "Люфтваффе"), вызывают критику в СМИ и негодование избирателей, в общем-то, весьма терпимых к амурным делам политических и государственных деятелей, но не приемлющих смешение ими служебных и личных дел.
Вообще проблема бесплатного использования авиации обитателями разных этажей власти в Германии нередко чревата серьезными неприятностями, даже если речь идет о самолетах частных фирм. Длительные разбирательства по этому поводу имел, например, нынешний президент ФРГ Йоханнес Рау, правда, в бытность его главой правительства земли Северный Рейн-Вестфалия. Один из министров той же земли лишился поста из-за того, что не раз летал в отпуск на самолете, любезно предоставленном ему одним из концернов. Еще раньше был вынужден по той же причине уйти в отставку премьер-министр земли Баден-Вюртемберг Лотар Шпэт. А уж когда федеральные министры (кстати, в "попутную" машину Шарпинга не раз подсаживался министр финансов Ганс Айхель, а недавний полет на Майорку использовали еще двое его коллег по кабинету) передвигаются правительственным авиаотрядом, да так, что это наводит на мысль о "не совсем служебном" путешествии или о явном расточительстве, тут уж не надейся на общественное сочувствие.
Свежий пример - вояж на антирасистскую конференцию в южноафриканском Дурбане министра иностранных дел ФРГ Йошки Фишера. Его почти символическое появление в Дурбане, занявшее менее одних суток, из-за капризов шефа дипломатии обошлось казне примерно в 800 000 марок. Меж тем закон предписывает использование правительственного авиаотряда в соответствии "с принципами экономного расходования бюджетных средств". Поэтому бюджетный комитет бундестага намерен самым серьезным образом обсудить проблему транспортных расходов членами кабинета. Да и оппозиция надеется использовать прегрешения министров в своих политических целях. Ведь до очередных парламентских выборов рукой подать.