-Когда произносишь название вашего вуза, сразу вспоминается одноименный американский комедийный сериал. Видели ли вы эти фильмы? Напоминает ли чем-либо их содержание учебный процесс в вашей Полицейской академии?
- В силу занятости я не видела толком ни одного фильма из этой серии, но хорошо помню тот гомерический хохот, какой доносился из нашей гостиной, когда фильмы смотрели мои муж и сын. Кстати, и киношное реноме вуза отчасти повлияло на наше недавнее решение дать академии иное, более благозвучное название, например, университет государства и права или институт общественно-правовых наук и т.п. Но главное, что это и более точно отражало бы усложнение и расширение программы обучения, происходящее в последние годы. Ведь мы не готовим "чистых" полицейских, наши выпускники получают весьма многообразные знания, с которыми им не стыдно идти на работу не только в сфере безопасности - компьютерной, банковской, общественной и прочее, но и на менеджерские, и на творческие должности по самым разным направлениям.
- Но пока итоги конкурса на новое название вашего вуза не подведены, будем в этом разговоре называть его по-прежнему академией. Ее история началась еще при прежнем режиме?
- Нет, мы начали создавать вуз в начале 90-х, когда в Чехию пришли свобода и демократия, создавшие, кроме прочего, абсолютно новые условия деятельности и для органов внутренних дел. Сама я никогда прежде в системе МВД не работала, всю жизнь была специалистом по информационным технологиям. Меня сначала привлекли к разработке программ для будущей академии, а потом пригласили стать одним из ее руководителей. И вот на днях на конкурсной основе я была вновь еще на три года избрана ректором.
С самого начала мы стремились не замыкаться в узкопрофилирующих дисциплинах, а дать нашим студентам широкий взгляд на проблемы и вызовы нашей действительности и даже чуть заглянуть вперед. Естественно, что у нас ребята изучают основы криминологии, полицейской службы, судопроизводства, охраны объектов. Но они также получают комплексные сведения в области права, в том числе международного, а также психологии, экономики, этики, дидактики, антропологии, социологии, философии, истории, детально изучают вопросы организованной преступности и наркоторговли, получают прекрасную языковую подготовку. Кстати, русский язык в академии, в отличие от многих остальных чешских вузов, считается у нас одним из обязательных предметов...
- А только что изданный вами русско-чешский и чешско-русский словарь для специалистов в сфере безопасности, на мой взгляд, вообще может служить образцом для составителей словарей.
- Мы хотим не только идти вровень с остальными вузами Чехии, но даже в чем-то и опережать их, максимально быстро адаптируя новые веяния как в учебном процессе, так и в общественной жизни. Поэтому не случаен интерес к академии, стремление учиться здесь. В нынешнем году, например, на одно место у нас претендует 34 абитуриента.
Конечно, мы не забываем своего первоначального назначения: повышать квалификацию кадров полиции и МВД. Очной и заочной формами обучения охвачены несколько сотен и молодых, и опытных сотрудников полиции. В частности, заочно занимаются у нас руководители органов полиции многих чешских городов и районов. В то же время мы охотно принимаем и совсем неоперившуюся молодежь, выпускников школ. С гордостью могу сообщить, что пока никто из наших бывших студентов не имел проблем с трудоустройством. А в ближайшие годы для наших выпускников откроются еще большие перспективы. Ведь Чехия, как ожидается, в 2004-2005 годах будет принята в состав Евросоюза. Уже сейчас идут дебаты о том, сколько специалистов разных профилей понадобится для работы в нынешних и новых общеевропейских учреждениях. Я уверена, что среди них будут наши выпускники.
На ежегодных конференциях ректоров полицейских вузов Европы, подобных нынешней, проходившей в Минске, мы делимся своим опытом, находками, стремимся сблизить программы обучения, чтобы, например, наши студенты, получив после трех лет занятий в академии звание бакалавра, могли следующие два года учиться, допустим, в Братиславе или Париже и уже там защитить диплом на звание магистра.
Часто у нас бывают гости из-за рубежа. Недавно, например, с лекциями выступали представители транспортной полиции из американского штата Миссури, приезжали коллеги из Кракова. Естественно, большое внимание мы уделяем физической подготовке, спорту, у нас прекрасные тренировочные залы, открытые поля и площадки, бассейн. Одним из преподавателей физкультуры в прошлом году приглашен работать специалист по восточным единоборствам из Южной Кореи.
- Вашим непосредственным шефом-куратором является министр образования или шеф МВД?
- Оба. И оба стремятся не столько руководить академией, сколько помогать ей. Я знаю, что во многих других странах вузы, подобные нашему, не пытаются выйти из узкопрофильных рамок. У нас же сам руководитель МВД - Станислав Гросс, энергичный 32-летний политик - поддерживает расширение программ обучения студентов академии, полагая, что и нынешний полицейский, призванный общаться с представителями самых разнообразных профессий и групп населения, должен иметь очень широкий кругозор, чтобы не давать форы в знаниях, в специальной и языковой подготовке своим возможным партнерам или оппонентам.
- Насколько вольны в организации своей повседневной жизни ваши студенты? Обязаны ли они посещать все лекции, могут ли выкроить время для работы?
- Обязательны у нас лишь экзамены и хорошие оценки, во всем остальном мы предоставляем студентам свободу. Многие из них подрабатывают самым различным способом - кто два часа в неделю, кто ежедневно. Ведь надо учитывать, что далеко не все родители ныне в состоянии содержать своих взрослых отпрысков. Да и некоторые студенты порой уже во время учебы начинают на практике осваивать то, к чему мы их готовим. Хотя, конечно, нам, руководителям и преподавателям академии, хотелось бы, чтобы молодые люди посвящали занятиям максимум времени. Ведь практические занятия у нас тоже предусмотрены учебным процессом.
Прага