УЖЕ НЕСКОЛЬКО последних месяцев президент Индонезии Абдуррахман Вахид находится под жестким напором атак оппозиции, требующей его отставки и обвиняющей его в неспособности руководить проведением реформ, вывести страну из глубокого экономического кризиса, остановить снижение уровня жизни населения, разрешить проблемы межэтнических и межрелигиозных конфликтов. В последнее время к этому прибавились и обвинения в коррупции.
С начала года работает парламентская комиссия по расследованию причастности президента к хищению 4 млн. долларов из Управления материально-технического снабжения, а также обвинений в присвоении Вахидом 2 млн. долларов, предоставленных султаном Брунея для помощи округу Ачех, пострадавшему от наводнения в конце 2000 года. Эти скандальные истории названы "Булоггейт" и "Брунейгейт". Сюда же надо добавить недовольство большинства членов Совета народных представителей (индонезийского парламента) тем, что Абдуррахман Вахид обошел парламентское большинство при формировании кабинета, включив в него только верных ему людей.
Не получив от президента ответа по финансовым скандалам, парламент в январе 2001 года официально передал ему так называемый Меморандум-1, в котором потребовал ответов по "Булоггейту" и "Брунейгейту". Парламентарии рекомендовали президенту провести разделение власти между главой государства и главой правительства, а также принять принципиальное решение о его добровольном уходе с президентского поста. Ответ президента был зачитан в парламенте в конце марта. Вахид соглашается с рекомендуемым разделением властей, обещая передать вице-президенту Мегавати Сукарнопутри исполнительные функции. По поводу расхищения булогских и загадочного исчезновения брунейских миллионов ясности не прибавилось.
Вахид отказывается уходить в отставку, ссылаясь на возможный распад государства. По его словам, в этом случае несколько индонезийских провинций провозгласят независимость.
Комиссия обещает обнародовать в ближайшее время новые факты нарушений президентской клятвы. Вполне возможно, это произойдет 30 апреля на заседании парламента, где предполагается рассмотреть ответ президента на Меморандум-1 и принять решение по Меморандуму-2. Известно, что Меморандум-2 поддерживают крупные фракции, в том числе Индонезийская демократическая партия борьбы, Голкара, Партия единства и развития. Парламентарии Партии национального пробуждения, поддерживающей Вахида, составляющие лишь 11% от общего числа депутатов, выступают за президентство Абдуррахмана Вахида до 2004 года, т.е. до очередных выборов.
В случае направления президенту Меморандума-2 срок действия этого напоминания истечет 1 июня, а на подготовку чрезвычайной сессии высшего законодательного органа Индонезии Народного консультативного конгресса (НКК) требуются два месяца, и таким образом объявление импичмента возможно в августе 2001 года.
Сторонники вице-президента Мегавати Сукарнопутри, возглавляющей победившую на парламентских выборах Индонезийскую демократическую партию борьбы (ИДПБ), предлагают ей настойчиво требовать повторных выборов для создания нового кабинета, который бы удовлетворил всех.
Вахид своим поведением и действиями показывает нежелание уступать власть. К сохранению ее за действующим президентом и к борьбе с оппозицией подключаются все возможные силы и средства. В информационных материалах индонезийского посольства в Москве отмечается, что политическое давление на Вахида является "стратегическим действием", которое с самого начала было спланировано силами бывшего сухартовского "нового порядка". Возбуждение же вопросов о хищениях преследует цель отвлечь внимание от темных финансовых дел, связанных с партийными фондами. Получается, что против президента действуют и старые, и новые силы.
Средства массовой информации и индонезийская общественность придерживаются несколько иных оценок. С момента избрания президентом в октябре 1999 года Вахид, по мнению политологов, проводит хитроумную политику лавирования, стараясь не уступать власти вице-президенту Мегавати Сукарнопутри. При выборах президента, вице-президента сработал старый принцип согласования и договоренности сторон. Выборы президентом Вахида, а вице-президентом Мегавати Сукарнопутри в большой мере удовлетворяло мусульманское большинство страны. С июня по октябрь 1999 года после парламентских выборов и до самой сессии НКК, где были избраны президент и вице-президент, ИДПБ проводила массовую кампанию по сбору подписей под так называемой кровавой клятвой в поддержку Мегавати как будущего президента. Бытовало мнение, что полуслепой и серьезно больной Вахид скоро умрет и Мегавати станет президентом.
Но Вахид продолжает жить, держится у власти уже второй год и не намерен расставаться с ней по меньшей мере до 2004 года. Он держит Мегавати на расстоянии от реальной власти. Он внимательно следит за действиями военных, пытаясь не допустить военного переворота. В частности, из правительства был устранен амбициозный генерал Виранто, а назначение на высшие руководящие посты в вооруженных силах представителей ВВС и ВМС вместо традиционных сухопутных генералов явно направлено на конфронтацию внутри генералитета, что не способствует сговору и объединению военной верхушки против президента.
Учитывая твердые намерения большинства в парламенте довести дело до импичмента и видя, что отговорки и обещания слабо действуют, Вахид и его сторонники из мусульманской организации Нахдатул Улама (НУ) в последние дни активно распространяют информацию о готовящемся походе в индонезийскую столицу из Восточной Явы многотысячного отряда смертников для поддержки президента, который является лидером НУ. По сведениям полиции Индонезии, в Сурабае проводится запись в "отряд смертников", в списках уже числится более 44 000 человек. На совещании с участием силовых министров, представителей вооруженных сил и полиции министр-координатор по вопросам политики и безопасности Сусило Бамбанг Юдойоно подчеркнул, что для исключения негативных последствий возможного появления мусульман-смертников парламент не должен делать заявлений, провоцирующих массы сторонников президента к беспорядкам. Тем самым еще за несколько дней до заседания парламента сторонники Вахида пытаются добиться отказа законодателей от курса на отставку президента.
В прошлую субботу в заявлении для прессы президент Вахид заметил, что он не причастен к действиям своих сторонников, но в условиях демократии не может запретить им поддержку своего лидера.
Возможно, перспективы исхода противоборства между президентом Вахидом и законодателями проявятся 30 апреля на заседании парламента, если, конечно, угроза массовых беспорядков, которые могут изменить обстановку и вновь вывести на политическую арену вооруженные силы, не станет реальностью.