0
1067
Газета В мире Интернет-версия

03.04.2001 00:00:00

Начинается следствие по делу Милошевича

Тэги: милошевич, трибунал, гаага, югославия, суд


милошевич, трибунал, гаага, югославия, суд

ПО СЛОВАМ министра юстиции Сербии Владана Батича, участники будущей судебной процедуры с экс-президентом намерены подойти к делу чрезвычайно аккуратно и осторожно. "Мы не хотим делать фарс из нашей юридической системы и не хотим превращать процесс в некое подобие политической мести", - заявил министр.

В воскресенье, 1 апреля, Слободан Милошевич уже дал первые показания следователю. Защитником экс-президента выступает известный югославский адвокат Тома Фила.

Ходят слухи, что Милошевич может быть отпущен и под домашний арест, но пока он находится в центральной тюрьме Белграда, в обычной одиночной камере: размер 3х4 метра, бетонный серый пол, белые стены, железная кровать, умывальник с теплой и холодной водой, унитаз без сиденья. Телевизора и радио нет, но заключенный имеет право на газеты и книги, а также на посещения близких. Кстати, помимо дочери в доме Милошевича в момент ареста находилась также его жена Мира, о месте же пребывания сына Марко, невестки Милицы и внука Марко ничего пока неизвестно.

Вопреки некоторым сообщениям зарубежных СМИ Милошевич чувствует себя весьма неплохо. По свидетельству адвоката Филы, он выглядит усталым из-за нескольких почти бессонных ночей, отчего чуть подскочило давление. В остальном все в порядке, в том числе и с точки зрения психики, на явные нарушения которой указывали в эти дни некоторые иностранные политики и журналисты.

Из Гааги все эти дни в Белград шли напоминания о необходимости скорейшей выдачи Милошевича Международному трибуналу. Бывший президент Югославии обвиняется им в развязывании четырех войн на территории бывшей СФРЮ, геноциде в Боснии, Хорватии и Косово. Но пока югославские законы запрещают выдачу граждан страны иностранным судам. Это положение Конституции может быть откорректировано депутатами Скупщины после 22 апреля, когда состоятся парламентские выборы в меньшей из республик СРЮ - Черногории.

Подробности ареста напоминают некий полицейский фильм. Слухами о скором аресте Слободана Милошевича Белград полнился всю прошлую неделю. В среду-четверг за решеткой оказались сразу семеро весьма влиятельных в недавнем прошлом лиц. Именно они осуществили осенью прошлого года операцию покупки руководством соцпартии у МИД СРЮ за смешную сумму - 300 тысяч динаров (менее 50 тысяч немецких марок) - шикарного четырехэтажного особняка, фактически для семьи Милошевичей. С четверга именно к этому дому в престижном белградском квартале Дединье начали стягиваться зеваки, надеявшиеся не пропустить предстоящего захватывающего зрелища. В пятницу их ряды пополнили агрессивно настроенные сторонники "Слобо", некоторые из которых на всякий случай прихватили с собой железные прутья и дубовые палки. В общей сложности у ворот скопилось около трех-четырех сотен человек, десятую часть из них составляли журналисты. И хотя представители властей вновь и вновь заявляли, что в своих действиях не оглядываются на внешние факторы, частота, с которой они повторяли эту фразу, подтверждала явный цейтнот: в субботу 31 марта истекал ультиматум конгресса США, оговорившего свою оперативную финансовую помощь и дальнейшую поддержку СРЮ на переговорах с МВФ и Всемирным банком именно арестом экс-президента.

Вечером в пятницу разнесся слух, что в одной из четырех машин, пронесшихся по улицам Белграда от дома Милошевичей до Дворца правосудия, находился сам кандидат в арестанты. Потом поступила корректировка: якобы около часа ночи экс-президент вернулся домой, по пути чуть задержавшись среди своих приверженцев. На самом деле Милошевич просто вышел из дома "к народу", чтобы, как в старые добрые времена, молча помахать ему рукой. Примерно в это же время в телефонном интервью американским журналистам Милошевич заявил, что никто его и не думал арестовывать, он сидит с друзьями у себя дома за чашечкой кофе и, главное, не чувствует за собой никакой вины, особенно по части геноцида: западные политики много шумели о целых кладбищах в Косово с убитыми албанцами, но вот уже почти два года там находятся части KFOR, и никто не обнаруживает подобных кладбищ, заявил бывший президент Югославии.

Ближе к утру в субботу подъехавший на джипах к дому Милошевича отряд спецназа примерно из 50 человек, не без труда преодолев сопротивление толпы, ринулся было на штурм здания, но был встречен огнем на поражение, после чего получил команду отступить. Двое военных и один фоторепортер получили легкие ранения. После этого полицейские оттеснили зевак на 150-200 метров в сторону, ожидая команды уже для решающего штурма. Политики в это время приступили к переговорам с его обитателями, у которых на вооружении были не только автоматы и пистолеты, но даже ракетомет и две БМП, а также большие запасы взрывчатых веществ.

Чтобы избежать ненужного кровопролития, МВД Югославии предъявило всем обитателям окруженного дома ультиматум: добровольно сдаться в руки правосудия до 22 часов все той же субботы.

Одновременно заседали политики и военные, пытаясь хотя бы в самый последний момент выработать единую линию поведения. Известно, сколь несовместимой точки зрения на арест подозреваемых в многочисленных преступлениях деятелей прежнего режима и особенно на выдачу их международному трибуналу в Гааге придерживались, в частности, югославский президент Воислав Коштуница и сербский премьер-министр Зоран Джинджич. В конце концов по окончании чрезвычайного заседания руководства СРЮ и Сербии по радио выступил Коштуница, заявивший, что "никому не позволено быть выше закона".

Примерно в 4.30 воскресного утра Милошевич все-таки капитулировал. Если верить просочившимся из сербского правительства слухам, во время переговоров ему был обещан суд лишь в Белграде без последующей выдачи в Гаагу. Во время процесса ареста из виллы раздалось пять пистолетных выстрелов: оказалось, что не выдержавшая психического напряжения дочь экс-президента, 36-летняя Мария, разрядила часть обоймы в воздух. Кинувшиеся к женщине полицейские обнаружили в ее вещах еще пару пистолетов, хотя разрешения на владение оружием Мария Милошевич никогда не имела.

Боевой арсенал на вилле действительно оказался весьма богатым. Высокопоставленный функционер партии Югославские левые Синиша Вучинич, сильно пьяный, долго угрожал нынешним властям отомстить за "Слобо" и поднять народ на восстание. При обыске в доме нашлись и весьма подробные планы "всеобщей вооруженной акции сербов", которую предполагалось начать уже в этом месяце. Но вряд ли бы из этой затеи получилось что-нибудь серьезное: жителям Югославии откровенно осточертели войны и сражения, а последние опросы неизменно демонстрировали постепенный рост числа согласных на арест Милошевича и даже на выдачу его трибуналу в Гааге.

Но судебный процесс над бывшим белградским диктатором, находящийся уже в стадии подготовки, будет посвящен прежде всего расследованию его преступлений против собственного народа. Самое малое из них - присвоение за бесценок виллы в Дединье. Но зато оно достаточно легко доказуемо. Сложнее обстоит дело с иными делами, связанными с переводом за границу колоссальных финансовых средств из госказны и заказными убийствами. Здесь следствие пока застряло на стадии собственных предположений и подсказок из-за рубежа.

В частности, в последние недели белградские СМИ всячески нагнетали обстановку вокруг фактов, первоначально изложенных в одном из швейцарских журналов. В последнем сообщалось, что через своих посредников Милошевич в период с 21 сентября по 3 ноября прошлого года, когда начал рушиться, а потом и окончательно рухнул его режим, переправил несколькими партиями в Швейцарию и продал здесь 173 кг свежедобытого золота, а вырученные от этого средства - предположительно около одного миллиона долларов - были разбросаны по многочисленным счетам открытых в свое время на Милошевича и его подставных лиц фирм, зарегистрированных прежде всего в Греции и на Кипре. По этому делу белградская прокуратура, лишь недавно окончательно очищенная от сторонников экс-президента, ведет первые допросы. Но следователи с оценкой ситуации пока чрезвычайно осторожны: никаких конкретных доказательств, что золотая добыча оказалась в руках именно Милошевича, пока нет. Предметом расследования является лишь нарушение правил обращения с драгоценными металлами, в частности, их вывоз за пределы страны.

Также непросто, по словам следователей, будет инкриминировать Милошевичу прямое участие в многообразных финансовых операциях с манипуляциями различными статьями госбюджета, валютными курсами и ссудными процентами, которые, как утверждают, нанесли урон югославской экономике в сумме около 1,8 миллиарда динаров и 198 миллионов немецких марок, а также фактической конфискации личных валютных счетов сербов и черногорцев. Экс-президент практически полностью контролировал наиболее доходные отрасли национального хозяйства через примерно шесть десятков своих верных соратников, занимавших ключевые посты, в частности, в национальном банке, на таможне, в авиакомпании JAT, нефтехимическом концерне Jugopetrol, на телевидении и в телекоммуникациях. Большинство из них также уже арестованы.

Прага


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2159
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1401
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1041
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1361

Другие новости