ПРЕЗИДЕНТ Польши Александр Квасьневский наложил вето на закон о реституции, предполагавший возвращение земель и имущества тем гражданам, которые лишись их в результате процесса послевоенной коммунистической национализации или перехода части территории страны к бывшему СССР.
"НГ" уже писала о перипетиях 12-летней политической борьбы вокруг этого законопроекта, то горячо обсуждаемого депутатами парламента, то ими же задвигаемого в долгий ящик. И сейчас он попал на стол к президенту после нескольких перетасовок между Сеймом и Сенатом. В итоговом варианте закон предполагал возвращение примерно половины некогда национализированной собственности как в ее натуральной форме, так и в виде специальных акций, предполагавших участие в приватизации немногих, все еще принадлежащих государству предприятий.
Госчиновники ожидали получить около 170 тысяч реституционных заявок, на удовлетворение которых необходимо было выделить из казны не менее 46 млрд. злотых (около 11 млрд. долларов). Однако республиканская организация защитников прав реституентов называла иное число претендентов на национализированную собственность: около 250 тысяч человек. Предложенный депутатами закон учитывал интересы лишь тех поляков, которые имели гражданство страны к 31 декабря 1999 года, оставляя ни с чем многочисленные зарубежные общины и прежде всего польских евреев, которых вынудил эмигрировать холокост. Зато могли добиться финансовой компенсации владельцы земельных угодий и имущества, проживавшие некогда на территориях, которые в сентябре 1939 года и после 1945 года перешли к СССР.
Александр Квасьневский посчитал нелогичным и плохо обдуманным подобный вариант закона о реституции. По мнению президента, большинство его положений противоречит понятиям о социальной справедливости и правовом равноправии, но прежде всего "нарушает основной интерес всех поляков, каковым является создание наилучших условий для экономического роста в республике".
Выступая в популярной программе общепольского "Радио Z", Квасьневский заявил, что лучшим, на его взгляд, вариантом для возврата собственности является судебный, но не согласился при этом с предварительными подсчетами некоторых экспертов, которые вычислили общую стоимость подобных процессов в колоссальном размере около 270 млрд. злотых (63 млрд. долларов). По мнению президента, отвергнутый им закон о реституции мог бы на много лет заблокировать возможность экономического рывка вперед, тем более в ситуации, когда Польша готовится к вступлению в Евросоюз и должна в связи с этим экстренно улучшить ситуацию во многих сферах, прежде всего в сельском хозяйстве, и одновременно попытаться приостановить рост безработицы, достигший уже весьма угрожающих размеров.
В течение последнего десятилетия процессы возвращения гражданам национализированной во второй половине 40-х годов собственности прошли во всех европейских постсоциалистических странах, кроме крупнейшей из них - Польши и одной из самых малых - Албании. Первыми к нему приступили в тогдашней Чехословакии, где физически существующее имущество возвращалось только собственным гражданам, проживающим как в самой стране, так и за ее пределами. В случае невозможности вернуть бывшим владельцам или их наследникам принадлежавшую им когда-то собственность, реституенты могли выбрать между акциями практически любого из приватизируемых предприятий, гособлигациями или денежной компенсацией. Наиболее либеральным был немецкий вариант реприватизации, касавшийся имущества на территории исчезнувшей ГДР: на него могли претендовать и граждане иных государств. Самым жестким был венгерский вариант соответствующего закона: здесь никто не получил вспять ни свою собственность, ни ее стоимость наличными. Выпущенные государством ваучеры лишь в частичной мере компенсировали былые утраты, позволив получить акции в приватизируемых предприятиях, пожизненную ренту или небольшие участки земли далеко не в самых благоприятных для земледелия регионах республики.
Прага