-Господин посол, сегодня среди взрывов и ракетных ударов палестинский народ отмечает День земли. С чем связан этот праздник?
- День земли отмечают в память событий, происшедших в 1976 году 30 марта. Израиль тогда проводил конфискацию земель у израильских арабов в Галилее. Эти действия встретили сильное сопротивление со стороны арабов, 6 человек погибли в столкновениях. (После этого израильские арабы решили активно участвовать в израильской политике, баллотироваться в парламент. - "НГ".) Эти события стали примером любви палестинцев к родной земле, показали готовность бороться за нее. Поэтому этот праздник называют Днем земли. Цель борьбы палестинского народа - его земля. Многие наши друзья во всем мире поддерживают нас и демонстрируют свою солидарность в этот день.
- Как пройдут празднования в этом году?
- В этот день будет эскалация интифады. Демонстрации состоятся во всех палестинских городах и деревнях, палестинских лагерях беженцев в Сирии и Ливане, в столицах дружественных и недружественных государств. В Москве празднования пройдут в Университете дружбы народов. Придут туда и депутаты Госдумы РФ.
- Какова сейчас ситуация в Палестинской автономии?
- Мы искренне стремились к миру в нашем регионе, мы боролись за него. В основе Мадридских соглашений лежат обязательства перед нами - выполнение резолюций ООН, в первую очередь 242 и 338. На последнем саммите в Кэмп-Дэвиде Барак и Клинтон пришли к соглашению сдвинуть основы палестино-израильских соглашений от принципов, достигнутых в Мадриде. Ясир Арафат отказался от принятия решений, отходящих от резолюций ООН. Чтобы он принял этот план, США оказывали на него большое давление. Израильское правительство также давило на нас. Эхуд Барак даже провел военные учения, во время которых солдаты тренировались захватывать наши города. Израильтяне также подготовили визит Шарона на Храмовую гору и блокаду Палестинской автономии. Результатом этих действий стала интифада палестинского народа, которая не была санкционирована свыше. У интифады только одна цель - окончание израильской оккупации. Вчера исполнилось ровно полгода с начала инитифады. Мы потеряли около 500 погибшими, 14 тысяч ранеными, из них 4 тысячи остались инвалидами. Около 40% пострадавших - младше 18 лет. В экономической сфере мы потеряли 5 миллиардов долларов. Разрушено около 6 тысяч домов, пострадало около 100 тысяч плодовых деревьев, на возрождение их уйдет около 15 лет. Уничтожено много тысяч гектаров плодородной земли в секторе Газа и Западном берегу реки Иордан. Мусульмане и христиане не могут молиться на Храмовой горе, в Вифлееме и Бейт-Джалле. Около 5 месяцев паломники не могут посетить церковь Рождества в Вифлееме. Уровень безработицы в Палестине достиг 65%. Не хватает предметов первой необходимости - еды, лекарств. Из-за блокады 60% учебного времени пропадает, так как студенты и преподаватели не могут добираться до учебных заведений. Сектор Газа и Западный берег реки Иордан разделены между собой на 70 частей, что парализует жизнь в автономии. Международные организации несколько раз осуждали действия Израиля и израильской армии.
- Каков выход из ситуации?
- Шарон не хочет признавать договоренностей, заключенных предыдущими правительствами. То есть он не признает правительства Рабина, Нетаньяху, Барака. Эти соглашения отражают и международную позицию, они заверены Россией и США. Чтобы успокоить ситуацию, надо всего лишь дать надежду палестинскому народу на решение его проблем. Можно ли вести переговоры в условиях оккупации, во время столкновений? Как можно успокоить народ, когда ему не дают увидеть перспективы в решении его политических проблем? Выход - окончание оккупации, хотя бы снятие блокады. Вывод израильской армии на территорию, которую она занимала до 28 сентября прошлого года, снятие экономических ограничений облегчит ситуацию и позволит возобновить переговоры. Именно оккупация - причина терроризма. Оккупация даже хуже терроризма, так как именно она его вызывает.
- По соглашениям, Израиль и Палестинская автономия должны сотрудничать между собой в области безопасности. Израиль утверждает, что палестинцы не наказывают террористов...
- Как мы можем сотрудничать в области безопасности в такой ситуации? Это сотрудничество зафиксировано во временных соглашениях. Обязательства были у обеих сторон. Израиль должен был уйти с палестинских территорий, а палестинцы обязались сотрудничать в области безопасности. Израиль выполнил лишь малую долю соглашений. Неужели мы должны защищать оккупантов, это абсурдно. Если Израиль хочет возобновить сотрудничество в области безопасности - ему надо прекратить оккупацию.
- Новый президент США Джордж Буш заявил, что не будет вмешиваться в палестино-израильские дела. Как относятся к его заявлению в автономии?
- Мы еще не знаем, какая будет политика новой администрации США в отношении ближневосточного урегулирования. Клинтон лично вникал во все тонкости, прилагал много усилий для достижения мира, но это не принесло результатов. Буш говорит о своем личном невмешательстве в эти дела. Но вопросами урегулирования будет заниматься госдеп. Разница между двумя администрациями в механизме, а смысл - в результате. Давайте подождем результатов.
- А что вы можете сказать об отношении России к палестинским проблемам?
- Последние заявления МИД РФ я считаю шагами в правильном направлении. МИД осудил действия Израиля, использование силы, потребовал снять блокаду и выступил против строительства поселений. Мы надеемся на еще большую активизацию роли России.