Два года подготовки и сто часов парламентских дебатов понадобились словацким политикам для внесения первых и весьма значительных поправок к Конституции, принятой девять лет назад в канун распада Чехословацкой Федерации. Несмотря на протест оппозиционных депутатов, с необходимым большинством в две трети голосов правящая коалиция сумела реализовать одну из своих главных задач. Корректура Конституции должна помочь властям в продвижении страны к членству в НАТО и Евросоюзе.
Многие в самой Словакии и за ее пределами сомневались в том, что затянувшиеся дебаты окажутся результативными: уж больно многие партии и отдельные политики спешили внести свою лепту в 'прихорашивание' Основного закона. К тому же разногласия в рядах правящей коалиции зашли так далеко, что не верилось в единство ее депутатов при заключительном голосовании. Христианские демократы, две либеральные партии, социал-демократы, 'зеленые', три партии венгерского меньшинства, посткоммунистическая партия демократических левых сил и наспех созданная нынешним президентом Рудольфом Шустером в канун парламентских выборов партия Гражданского согласия только теперь (три года спустя после создания коалиции) с удивлением обнаружили, насколько все они разные - по составу, программам и целям - и потащили эту разность в текст Конституции. Всех их сплотила в конце концов - как и в канун последних выборов в парламент - голословная обструкция оппозиции, возглавляемой семь лет правившим в республике жесткими авторитарными методами экс-премьером Владимиром Мечьяром. Дальнейшие разногласия в правящем политическом стане могли сыграть на руку только Мечьяру и его соратникам. Совместная лоббистская обработка руководителей правящих партий и депутатских фракций, проведенная президентом Шустером и премьером Микулашем Дзуриндой, принесла в итоге свои плоды: с июля этого года значительные по количеству и качеству поправки к Конституции вступают в силу.
Реформа Основного закона понадобилась не только для того, чтобы привести его положения в соответствие с практикуемыми европейскими нормами, но и избавиться от налета провинциального национализма, который вольно или невольно внедрили в наспех создаваемую летом 1992 года Конституцию Владимир Мечьяр и другие лидеры Словакии.
Самые крупные изменения в Конституции относятся к сферам, связанным с подготовкой и вступлением республики в евроатлантические структуры, децентрализацией государственной власти; усилению независимости судов, расширению компетенций Конституционного суда, Высшего контрольного управления и Национального банка. Кроме того, отныне вводится институт омбудсмена, сужаются границы иммунитета депутатов, с 24 до 48 часов возрастает период задержания подозреваемых в совершении преступления.
Несколько изменены и полномочия главы государства, причем не только в том варианте, который предлагал сам Шустер. В частности, теперь он должен будет заранее обсудить с Конституционным судом предполагаемый референдум, чтобы судьи подтвердили его соответствие Основному закону. С июля амнистию или помилование президент может объявить лишь после судебного процесса и вынесения приговора, но никак не до них, как это практиковалось до сих пор.
Несмотря на обширный характер конституционной реформы, она удовлетворила далеко не всех. В который раз посчитали себя ущемленными представители партий венгерского меньшинства, стремившиеся изменить преамбулу Основного закона, начинающегося словами: 'Мы, народ словацкий...' По мнению экспертов, гораздо вернее было бы использовать вариант 'Мы, граждане Словацкой Республики...'
Прага