ВЧЕРА вице-премьер правительства РФ Илья Клебанов встретил в аэропорту президента Ирана Сейеда Мохаммада Хатами, который прибыл в Москву с официальным визитом. Это первый визит в Россию главы исполнительной власти Ирана (по иранской Конституции президент не является главой государства).
Очевидно, что сейчас Иран находится на одном из центральных направлений российской внешней политики. Однако в МИД РФ подчеркивают, что "о стратегическом партнерстве между Ираном и Россией речи не идет - нет такой близости позиций". Хотя в Иране Россию называют "стратегическим соседом". Экономическое же сотрудничество Ирана и России проходит по очень тонкому водоразделу. Иран не только выгодный партнер, но и соперник. Обе страны борются за влияние в бывших советских республиках Закавказья и Средней Азии, наличествует конкуренция и в вопросах раздела Каспия. Помимо региональных аспектов, союз Ирана и России вызывает сильное беспокойство на Западе. К крупнейшему международному скандалу привело в прошлом году разглашение американцами подробностей конфиденциального соглашения Гор-Черномырдин. Скандал, правда, обернулся для России большими экономическими выгодами, так как снял оковы с энергетического и военного сотрудничества между Ираном и Россией, нравится это Вашингтону или нет.
Вашингтон периодически предлагает другим странам наложить ограничения на сотрудничество с Ираном в тех или иных областях. В Тегеране, соответственно, часто пытаются втянуть третьи страны в противостояние между США и Ираном. Так, в клерикальных кругах этой страны предпринимались попытки окрасить визит Хатами в Россию в антиамериканские лозунги. Тем более что пикантность делу придает тот факт, что в июне в Иране должны состояться президентские выборы. И практически накануне визита в Тегеране разгорелись страсти вокруг обсуждения планов о выдвижении кандидатуры Хатами на второй срок.
Иранского президента называют часто иранским Горбачевым. Лозунг его правления - гражданское общество и диктатура закона в Иране. Практически весь период его президентства происходили трения между реформистскими кругами и радикальными, клерикальными силами. Но именно с приходом Хатами произошло оживление экономического сотрудничества с Западом, и именно с ним любят беседовать западные и российские политики, характеризуя его как умного и интересного собеседника.
Именно благодаря разумной позиции иранского президента его визит в Россию не пройдет под антиамериканскими лозунгами.
Ведь Москве и Тегерану есть что обсудить в вопросах мировой политики и не затрагивая ее американский аспект. Во-первых, это вопросы международной безопасности. Как утверждают высокопоставленные источники в Кремле, без помощи Ирана Россия не смогла бы остановить войну в Таджикистане. Примечательно, что накануне визита Хатами в Москву министр обороны Ирана посетил Таджикистан, где, как отметили иранские аналитики, впервые публично со стороны официального иранского лица прозвучали слова о тройственном союзе Ирана, Таджикистана и России. Иранские военные аналитики утверждают, что Москва заинтересована в активизации роли Тегерана на Северном Кавказе и в Средней Азии с тем, чтобы помешать США и НАТО расширить свое влияние в этом регионе. Заметим, что Москве не нравятся как попытки США активизироваться в этом регионе, так и растущая роль там Ирана. Однако в последнее время все чаще и чаще упоминают о выстраивании региональной диспозиции, по одну сторону которой находятся США-Турция-Азербайджан-Пакистан, а по другую - Иран, Россия, Таджикистан.
Общий язык стороны находят и в решении проблем, связанных с Афганистаном. Сотрудничество распространяется и на борьбу с наркоторговлей и терроризмом.
Москва также заинтересована в посредничестве между Ираном и Ираком. И хотя отношения между двумя странами восстановлены, время от времени дают о себе знать некоторые трения. Москве же выгодно сотрудничество с обеими сторонами и совсем не хочется оказаться в ситуации, когда придется занять чью-то определенную сторону (аналог - ситуация с лучшими нашими союзниками, не очень любящими друг друга, - Китаем и Индией).
Что касается экономических проектов, то Иран предоставляет широкие возможности для инвестиций. В связи с тем, что эта страна испытывает дефицит энергии, у России есть реальный шанс осуществить несколько крупных проектов в Иране по строительству АЭС и ТЭС. Вопрос расширения сотрудничества в области мирного использования атомной энергии, возможно, также будет рассматриваться в ходе визита Хатами, но не на президентском уровне, а между представителями тех или иных ведомств. Президенты же обсудят проекты завершения строительства Россией первого энергоблока АЭС в Бушере и перспективы получения контрактов на строительство еще трех энергоблоков на этой станции. Строительство идет под наблюдением МАГАТЭ. Один контракт в Бушере стоит около миллиарда долларов. Россия также занимается строительством ТЭС в Исфагане и Ахвазе. Множество проектов существует в нефтегазовой сфере. Так, "Газпром" участвует в разработке месторождения в Южном Парсе. Активно сотрудничают наши страны и в области металлургии, строительства в Иране автомашин "Газель" и самолетов гражданской авиации (см. "НГ" от 15.02.2001). Объем товарооборота между Ираном и Россией составляет 600 млн. долларов. Немаловажной проблемой, которую нужно обсудить Москве и Тегерану, стали планы США по строительству нефтепровода Баку-Джейхан (Турция) в обход России и Ирана.
Иран интересен России и как крупнейший транзитный узел. Проект коридора Север-Юг был подписан в Санкт-Петербурге в сентябре прошлого года между Россией, Индией и Ираном и уже начал работу. Речь идет о доставке грузов из Азии в Европу и наоборот через порты Аббас и Астрахань на Каспии. Сейчас о присоединении к договору говорят Бахрейн и Казахстан. Планируется, что к концу этого года пропускная способность коридора достигнет около 80-100 тысяч контейнеров в год.
Все эти вопросы обсуждались вчера на встрече президента Ирана Хатами с президентом Путиным. По завершении переговоров стороны подписали "Договор об основах взаимоотношений и принципов сотрудничества между Россией и Республикой Иран". В договоре подчеркивается, что каждая из сторон обязуется не применять во взаимных отношениях силу и не представлять своей территории для совершения агрессии против другой стороны.
Президенты также пришли к мнению, что до саммита прикаспийских государств, проведение которого планируется в апреле, было бы целесообразно провести встречу на уровне экспертов. Что касается вопросов военно-технического сотрудничества, то, по словам Путина, Иран подал заявки только на оборонительные виды вооружения. Президент РФ сказал, что "Иран не претендует на вооружение, которое лежит за рамками международной практики и соответствующих обязательств России". Главным итогом своих переговоров с Путиным президент Ирана назвал соглашение о расширении всестороннего сотрудничества. А в Москве надеются, что этому будет также способствовать скорейшая ратификация парламентом Ирана соглашения об избежании двойного налогообложения.
Хатами и Путин сделали также совместное заявление о статусе Каспийского моря. В нем говорится, что Россия и Иран "до усовершенствования правового режима каспийского моря официально не признают никаких границ на этом море". Все договоренности по Каспию будут иметь силу только после того, как все пять прикаспийских государств согласятся их принять.
По завершению переговоров Хатами пригласил Путина посетить Иран, и российский президент принял приглашение.
Помимо Путина, Хатами встретился с премьер-министром Михаилом Касьяновым и министром иностранных дел Игорем Ивановым. Сегодня Хатами встретится с председателем Госдумы Геннадием Селезневым, главой совета муфтиев РФ Равилем Гайнутдином. В среду Хатами вылетает в Санкт-Петербург, где побывает на Ижорских заводах и в Мариинском театре, а затем отправится в Казань.