По сообщениям некоторых западных агентств, подразделения албанцев готовы в самое ближайшее время перейти к полномасштабным боевым действиям. Менее всего заинтересованный сейчас в подобном развитии событий Белград тем не менее способен ответить тем же. Премьер Зоран Джинджич на днях заявил, что у его правительства теперь "развязаны руки" для решения ситуации на юге страны. У балканской бочки с порохом снова подпален фитиль.
В воскресенье сербы отмечали день траура по собратьям, погибшим во время взрыва автобуса в минувшую пятницу. Напомним, на обочине магистрали, связывающей Косово и Сербию, на территории буферной зоны между ними, взорвалась дистанционно управляемая мина, разметавшая в клочья первый из семи автобусов с сербами, которые в сопровождении машин КФОР возвращались в Косово из города Ниш. Семь человек погибли на месте, и еще более сорока попали в больницы, причем десять из них - в очень тяжелом состоянии. Если бы не оперативная помощь со стороны КФОР, жертв было бы намного больше. Спустя два дня примерно в том же районе на противотанковой мине подорвалась машина с сербскими полицейскими, трое из которых погибли на месте.
Организаторами обоих терактов однозначно называются представители действующей в этой зоне так называемой Освободительной армии Прешово, Медведжи и Буяноваца (ОАПМБ), насчитывающей, по разным данным, от четырех до десяти тысяч хорошо вооруженных албанцев. Генсек НАТО Джордж Робертсон в связи с этим в очередной раз вежливо покритиковал их, осудил взрыв автобуса и лидер Демократической лиги Косово Ибрагим Ругова. Югославский президент Воислав Коштуница призвал сербов пока воздерживаться от актов возмездия.
Год назад, а точнее, 26 января прошлого года, ОАПМБ впервые дала о себе знать. Проживающие на юге Сербии албанцы воспользовались созданием здесь после бомбардировочной акции НАТО пятикилометровой демилитаризованной зоны и развернули террористическую деятельность против местного сербского населения, а также против слабовооруженных полицейских отрядов сербов, поскольку военные части СРЮ не имеют права здесь появляться. Соглашаясь время от времени под давлением западных политиков на переговоры с сербами, албанцы не скрывают своей цели - присоединить территорию Прешевской долины к провинции Косово. Скрытую поддержку им оказывают бывшие руководители официально давно расформированной Освободительной армии Косово (ОАК), ныне представляющие себя сугубо гражданскими лицами - экс-комиссар Хашим Тачи, генерал Агим Чеку и командир одного из корпусов ОАК Рамуш Харадинай. Из Косово потоками идет в Прешево вооружение, сейчас в распоряжении сепаратистов уже есть и танки, и артиллерия. Однако контролирующие северную часть Косово подразделения КФОР якобы ни о чем подобном не ведают. Тем временем перешли к вооруженным действиям и албанцы, проживающие на территории Македонии, не исключено, что возьмутся за оружие и представители албанского меньшинства в Черногории.
Западные политики и военачальники оказались в связи с этим в весьма щекотливой ситуации. Лидеры косовских албанцев словесные внушения своих бывших патронов уже не воспринимают. Остудить националистический пыл мятежников с помощью оружия представители НАТО вряд ли когда-нибудь решатся: во-первых, обратить гнев против своих былых соратников - значит оконфузиться перед всем миром, а во-вторых, опять-таки своих военнослужащих жалко: албанцы церемониться не будут, им, в общем-то, все равно в кого стрелять ради достижения своих целей. Об этом пару раз в свое время весьма недвусмысленно заявил, например, все тот же Хашим Тачи. Поэтому и возникли недавно слухи о том, что Запад на сей раз готов закрыть глаза на возможные военные действия Белграда против ОАПМБ. Именно это, возможно, и имел в виду Зоран Джинджич, упоминая о "развязанных руках" своего правительства.
Только вот что будут делать сербы с албанцами после возможного подавления их вооруженных отрядов? Примут ли те предлагаемую ныне сербским руководством расширенную автономию или с помощью науськивающих их из Косово собратьев продолжат сопротивление? К тому же политическая ситуация в Югославии сейчас весьма выгодна для косоваров: белградские политики буквально не знают, как и какой пожар на территории своей страны прежде всего тушить - одновременно с албанцами ее рвут на куски и лидеры Черногории, ведущие дело к отделению от Югославии и этим - к ее уничтожению.
Пока буферная зона между Сербией и Косово размером около четырехсот квадратных километров остается самым огнеопасным в Европе районом. Сербская полиция держит под условным присмотром не более 10-15% территории, да и то в основном в светлое время дня. Штаб вооруженных албанцев размещается в селении Великий Трновац, по другим данным - в Концульи, контролируют они также и несколько более крупных населенных пунктов. В целом в этой области проживает около 70-80 тысяч албанцев и около 20 тысяч сербов.
До административной реформы конца 40-х годов территория Прешевской долины относилась к Косово, но затем Белград решил "разбавить" густоту албанского населения в этой провинции, переместив в состав Сербии Прешевский район, а к Косово присоединив города с преимущественно сербским населением. Долина, из-за которой разгорается новый вооруженный конфликт, кроме прочего, имеет весьма важное стратегическое значение: через нее проходят авто- и железнодорожная магистрали, соединяющие Македонию и Грецию с Центральной и Западной Европой.
В минувший четверг представители сербского правительства представили в Брюсселе план по урегулированию ситуации на юге республики, окрещенный в честь его инициатора, вице-премьера Небойши Човича, "планом Човича". Этот план предусматривает, во-первых, сужение или полную отмену буферной зоны, а также ряд социально-экономических мер для лучшего обустройства совместной жизни сербов и албанцев в области, прилегающей к административной границе с Косово. В частности, представители обоих народов должны быть пропорционально представлены в местных органах самоуправления и полиции, регион получит серьезную поддержку в развитии сельского хозяйства и лесной промышленности, будут открыты новые школы и учреждения культуры, сербский и албанский языки будут использоваться на равноправных началах.
Представители местного православного и мусульманского духовенства выразили готовность стать посредниками в переговорах противоборствующих сторон. Но пока их голос заглушен взрывами мин и артиллерийских снарядов.
Прага