КАК И ОЖИДАЛОСЬ, новым премьер-министром Израиля стал генерал Ариэль Шарон - 73-летний председатель правого блока "Ликуд". За Шарона проголосовали, согласно данным по 99% принявших участие в выборах, 62,5% избирателей, за его соперника, тоже генерала, Эхуда Барака, до вторника бывшего премьер-министром страны, - 37,4%. Окончательные итоги выборов Избирательная комиссия объявит только 14 февраля. Но они внесут лишь некоторые уточнения, не изменив основных результатов.
Палестинцы восприняли победу Ариэля Шарона на выборах довольно спокойно. Как заявил в данной связи руководитель Палестинской национальной администрации Ясир Арафат, "мы уважаем выбор, сделанный израильскими народом, и надеемся, что мирный процесс продолжится".
Правда, многие палестинцы высказывают тревогу, что подходы Шарона к переговорам будут более жесткими. Впрочем, он этого никогда и не скрывал, критикуя Барака за готовность пойти "на слишком большие уступки" палестинцам, которые, по его мнению, угрожают интересам безопасности Израиля.
Тем не менее сразу после оглашения итогов выборов Шарон сделал особый акцент на необходимости продолжения мирных переговоров. Он призвал палестинцев отказаться от продолжения интифады и сделать ставку на переговоры для достижения "реалистичного мира". "Правительство под моим руководством, - сказал Ариэль Шарон, - будет работать над достижением реалистичных соглашений, которые обеспечат безопасность Израиля и исторические интересы, основывающиеся на взаимоуважении и выполнении совместных обязательств".
Как указывает израильское агентство "Мигньюс", Шарон через своих доверенных лиц уже длительное время осуществляет тайные контакты с представителями палестинцев и ключевых арабских и мусульманских стран, в частности Саудовской Аравии, стран Персидского залива, а также Малайзии и Индонезии. В этом ему помогает его советник, отставной полковник израильской армии, друз по национальности, Маджали Уахаба, имеющий личные связи со многими арабскими лидерами. В Израиле также полагают, что при посредничестве США Шарон ведет тайные переговоры с Ливаном. Однако представители ливанской исламистской партии "Хизбалла" заявили, что не намерены вести диалог с правительством Шарона и не верят, что Израиль намерен выполнить достигнутые ранее договоренности об освобождении части арабских заключенных.
Через неделю начинается 45-дневный период, за который новый премьер должен сформировать свой кабинет министров. Ариэль Шарон пока не отказался от планов создания правительства национального единства, в которое вошли бы и представители левого лагеря, в частности партия "Авода". Шарон предложил Бараку пост министра обороны, но тот отказался.
В ночь со вторника на среду Барак, выступая перед своими сторонниками, заявил, что уходит в отставку с поста руководителя партии "Авода" и отказывается от мандата депутата кнессета, но после небольшого перерыва пообещал вернуться в большую политику. Однако многие наблюдатели отмечают, что слова Барака часто расходятся с его делами.
Скорее всего Шарону не удастся сформировать правительство национального единства. И партия "Авода" перейдет в оппозицию. Хотя существуют варианты, при которых посты министров будут предложены другим видным политикам проигравшей партии. Например, ветерану израильской политики Шимону Пересу некоторые наблюдатели прочат пост министра иностранных дел. Видные посты могут также предложить нынешнему министру иностранных дел Шломо Бен-Ами или спикеру кнессета Аврааму Бургу (кстати, среди левых уже началась борьба за пост председателя партии). Но на практике все это выглядит очень проблематично. Ведь, по сути, дела такая "дележка пирога" уводит столь желанные и важные должности от активистов правого лагеря, тех самых, кто способствовал победе Шарона на выборах. Скорее всего новым министром иностранных дел станет Моше Аренс, до этого уже занимавший этот пост, так же как и пост министра обороны. Аренс хорошо известен в международных кругах, в том числе и в США, где он прожил около двадцати лет, в том числе и в качестве посла Израиля.
Вероятнее всего, с учетом того, что нынешний израильский кнессет непостоянен (недаром с ним не захотел связываться Биньямин Нетаньяху, отказавшийся баллотироваться на пост премьера), правительство национального единства будет менее устойчиво, чем правительство, сформированное на базе правых партий. Тем более что правая коалиция сможет набрать парламентское большинство, т.е. 61 голос, а может, и более. В коалицию войдут помимо самого "Ликуда" религиозные партии ШАС, МАФДАЛ и Яадут Ха-Тора, а также две "русские" партии "Исраэль-ба-алия" и "Наш дом - Израиль" и еще несколько небольших партий.
Наиболее серьезное испытание новое правительство ожидает уже в самое ближайшее время. Это обсуждение в кнессете законопроекта о бюджете, утверждение которого Ариэль Шарон должен добиться до 31 марта. Существует мнение, что без правительства национального единства законопроект не пройдет, несмотря на схожесть взглядов правых партий в экономических вопросах. Если же бюджет утвержден не будет, то страну в ближайшей же перспективе ждут новые выборы, на этот раз уже не только премьер-министра, но и парламентские.
Впрочем, поводом для новых выборов может стать не только вопрос бюджета, но и мирный процесс. По многим оценкам, генерал Шарон - очень неоднозначный политик. Личность Ариэля Шарона - очень яркая, не укладывающаяся в рамки многих представлений о том, каким должен быть политический деятель.
Многие обвиняют его в трагических событиях в палестинских лагерях беженцев Сабра и Шатила в Ливане, где прошла массовая резня. После этого в 1983-м последовала отставка Шарона с поста министра обороны. Шарон и его сторонники подчеркивают, что никакой вины генерала в происшедшем нет - просто арабы-христиане резали арабов-мусульман. Однако в арабском мире продолжают настаивать на личной причастности Шарона к трагическим событиям.
Ариэль Шарон родился в 1928 году. Его родители иммигрировали в Израиль в 1922 году. Оба они родом из царской России. Отец - из Бреста, мать - из небольшого местечка близ Могилева. Генерал Шарон - участник всех войн в истории Израиля. Во время войны 1948 года он командовал ротой и получил ранение в районе Латруна на шоссе Тель-Авив-Иерусалим. В 1967 году его бронетанковая дивизия прорвала оборону египтян и вышла к Суэцкому каналу, что, по оценкам многих, и решило исход "шестидневной войны". С тех пор форсирование Суэцкого канала дивизией Шарона изучается во многих военных академиях различных стран. Позже Шарон был министром иностранных дел в правительстве Биньямина Нетаньяху. Он всегда был правым политиком, подчеркивал свою принадлежность к "Ликуду" и в то же время сумел перессориться почти со всеми руководителями этого правого блока, пока сам не стал его председателем.
Многие наблюдатели отмечают, что Шарон всегда держит данное им слово. Он выступает за сохранение всех еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа, однако многие вспоминают, как в 1982 году, после принятия Израилем решения вернуть Египту Синай, Шарон подавил сопротивление еврейских поселенцев и сровнял их дома с землей армейским бульдозером. Но самого Шарона "бульдозером" прозвали не только за это: неуступчивость и непреклонность всегда отличали нового премьера Израиля. Недаром в свое время бывший госсекретарь США Генри Киссинджер назвал его "самым опасным человеком на Ближнем Востоке".