НА ТЕРРИТОРИИ бывшей военной базы Камп ван Зейст недалеко от голландского города Утрехт завершен процесс по "делу Локерби". Приговор таков: из двух подсудимых ливийских граждан аль-Амин Халифа Фхима был оправдан, а Абдельбасит Али Мухаммед аль-Миграхи был обвинен в убийстве 270 человек и приговорен к пожизненному заключению. Адвокат аль-Миграхи намерен подать апелляцию, поскольку его подзащитный отказался признать себя виновным.
С момента взрыва на борту пассажирского авиалайнера американской компании "Пан-Ам", происшедшего над шотландским городком Локерби, прошло ровно 12 лет. С января 1992 года СБ ООН пытался заставить Ливию сотрудничать в расследовании теракта. А с апреля 1992 года против Ливии были введены международные санкции, предусматривающие бойкот воздушного сообщения и прекращение военно-технического сотрудничества.
27 августа 1998 года СБ ООН единогласно принял резолюцию СБ ООН # 1192, предусматривающую урегулирования "дела Локерби" путем проведения выездной сессии шотландского суда в Нидерландах. 5 апреля двое ливийцев были доставлены в Нидерланды и размещены на базе Камп ван Зейст. После того как начало процесса дважды откладывалось, суд начал работу 3 мая 2000 года. Судебный процесс был самым дорогостоящим в истории Великобритании и обошелся в 63 миллиона долларов, из которых 14 миллионов ушли на строительство тюрьмы, зала суда и пресс-центра. В деле фигурировало более 10 тысяч страниц. Судебные заседания длились всего 85 дней.
С самого начала обвинения против аль-Миграхи были более серьезны, чем против его товарища. Было установлено, что он является офицером ливийской разведки. Аль-Миграхи путешествовал через Мальту, где, как утверждало обвинение, и была заложена бомба с ливийским паспортом, но под чужим именем. Судьи сочли доказанным, что именно аль-Миграхи отправил из аэропорта Валетты сумку с помещенной в радиоприемник бомбой. Этот груз был снабжен ярлыком, благодаря которому он попал в самолет "Пан-Ам". Против Фхима не было никаких свидетельств кроме того, что в его дневнике 15 декабря была сделана надпись "забрать ярлыки".
По шотландским законам, судьи могли вынести три приговора: "виновен", "невиновен", "преступление не доказано". В первом случае осужденный приговаривается к пожизненному заключению, в двух других - освобождается. Если бы обоих заключенных признали невиновными, то было бы очень трудно объяснить, куда же пошли деньги налогоплательщиков, а жесткая политика США и Великобритании по отношению к Ливии, в частности инициатива введения санкций, была бы напрасной.
По некоторым данным, следствие планируется продолжить, поскольку ни родственники погибших, ни представители США не будут удовлетворены до тех пор, пока не станет известно, кто же является организатором теракта. Поэтому подозрения с Ливии не снимаются. За неделю до вынесения приговора английские и американские дипломаты утверждали, что санкции, действие которых временно приостановлено, будут с Ливии окончательно сняты. Однако накануне оглашения вердикта госсекретарь США Колин Пауэлл заявил, что Ливия независимо от вынесенного приговора должна будет удовлетворить и другие требования резолюции СБ ООН: то есть выплатить компенсацию родственникам погибших и признать ответственность за действия официальных ливийских лиц. Ливия продолжает оставаться в "черном списке" госдепа. Отношения же Лондона и Триполи складываются гораздо проще. В июле 1999 года Великобритания восстановила дипотношения с Ливией.
Похоже, в Ливии повторится история с Ираком - пока Вашингтон будет упрямиться, санкции исчезнут сами собой. Тем более что адвокаты ливийцев продолжают настаивать, что за терактом на борту стоит поддерживаемая сирийским правительством палестинская группировка, которая вела активную деятельность в конце 80-х гг. в Европе. Сирия, кстати, отказалась выдать следствию документы, которые, по мнению адвокатов, могли бы оправдать их подзащитных. Почему-то США не потребовали наложить санкции на Сирию за отказ содействия следствию.