Нехватка средств для осуществления намеченных планов - одна из главных проблем, с которой приходится сталкиваться космическим программам многих стран, включая Россию и США. Неожиданную и эффективную помощь в решении этой проблемы может оказать шоу-бизнес.
Первая широкомасштабная попытка привлечь капиталы индустрии развлечений для финансирования освоения и исследования космоса была сделана в США. В 1998 году там был принят "Закон о коммерческой космической деятельности", цель которого - стимулирование интереса частных предпринимателей к использованию принадлежащей государству космической техники. В рамках этого закона НАСА заключило в апреле 2000 года соглашение сроком на семь лет с американской интернетовской компанией "Дримтайм". Следует отметить, что эта фирма была выбрана из почти дюжины претендентов на данный контракт, что лишний раз подчеркивает интерес представителей шоу-бизнеса к космосу.
Согласно достигнутой договоренности, данная компания вложит порядка 100 млн. долларов в развитие интернетовского оборудования Международной космической станции (МКС), а также в создание программ о космосе и о жизни на МКС. В замен "Дримтайм" получит право на минимум 30 часов еженедельного телевизионного вещания с борта новой станции. А в общей сложности эта фирма намерена подготовить до 40 тысяч часов видеоматериалов, сделать10 млн. фотографий и отснять 3 млн. метров кинопленки.
Помимо оплаты использования пространства внутри МКС "Дримтайм" также внесет заметный вклад в развитие инфраструктуры нового орбитального комплекса. Так, она установит высокоэффективные телевизионные устройства на МКС и "шаттлах", что упростит сборку новой станции. Кроме того, НАСА может стать одним из акционеров компании и, таким образом, получать часть ее прибыли.
Не менее амбициозный проект в сфере космического шоу-бизнеса был разработан американским продюсером Марком Бурнеттом - автором популярной в США 13-серийной телеигры "Выживший", показанной телекомпанией CBS. Минувшим летом 16 участников игры были оставлены на тропическом острове в роли Робинзонов. Борьба за приз стоимостью один миллион долларов напоминала гонку с выбыванием, в которой до финиша доходит один участник.
Нечто подобное Бурнетт задумал и для российской орбитальной станции "Мир". Условия игры, получившей название "Пункт назначения - Мир", заключались в следующем: в ходе проводимого в США конкурса среди простых американцев некоторые из них должны были быть отобраны для подготовки в Звездном городке к космическому полету. Далее каждую неделю из этой группы должен был выбывать один участник - тот, кто хуже всех справился с занятиями и специальными тренировками за данный промежуток времени. Последнего оставшегося ждал приз - 10-дневный полет на "Мир".
В сентябре этого года проект получил поддержку со стороны одной из крупнейших американских телекомпаний NBC. Она пообещала вложить в проект 40 млн. долларов, половина из которых должна была пойти на счет MirCorp - зарегистрированного в Голландии совместного предприятия, созданного с участием Ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия". MirCorp, цель деятельности которой - коммерциализация "Мира", и должна была организовать полет победителя телеигры на российскую станцию.
Увы, принятое решение о сведении комплекса с орбиты в начале следующего года, похоже, создаст определенные проблемы реализации планов NBC. Но это отнюдь не означает, что у данного проекта нет будущего. Помощь NBC готова оказать американская компания "Спэйсхэб", заключившая в прошлом году соглашение с РКК "Энергия" о постройке в России для МКС коммерческого модуля "Энтерпрайз".
Данный модуль станет своего рода космической телестудией. Правда, в этом случае победителю конкурса придется подождать до запуска "Энтерпрайза" на орбиту, запланированного на 2003 год. Перспективы полета "космического туриста" на новую станцию стали выглядеть более реально после того, как в конце ноября НАСА согласилось рассмотреть вопрос о подобной "экскурсии" до завершения строительства МКС, запланированного на 2006 год. А пока "Спэйсхэб" в лице своей дочерней компании "Спэйс Медиа" намерена вместе с "Энергией" оборудовать уже находящийся на орбите российский модуль "Звезда" системами, позволяющими производить коммерческую видеосъемку.