0
722
Газета В мире Интернет-версия

29.12.2000 00:00:00

Палестинцы и поселенцы ждут мира

Тэги: израиль, палестина, конфликт


израиль, палестина, конфликт

Побывав в Израиле, начинаешь понимать безысходность ситуации. Мира на этой земле не будет как минимум еще на протяжении одного поколения, даже если мирные соглашения будут подписаны.

В чем сложность?

На Ближнем Востоке слишком много игроков, каждый из которых имеет свои интересы и свое видение происходящего. И проблема заключается не только в отношениях между арабами и израильтянами. В каждом из лагерей наберется как минимум пять противостоящих друг другу групп, пытающихся доказать свою правоту. Находясь в Израиле, видишь ситуацию изнутри, и тебя буквально сразу затягивает в трясину человеческой безысходности. Очень трудно говорить с людьми, которые живут на линии огня, или спорить с палестинцем, просидевшим несколько лет в израильской тюрьме, невозможно в чем-то убедить человека, потерявшего друга или брата в этой бойне. Характерно, что почти все мои собеседники начинали говорить свободно только после обещания, что имена их не будут упомянуты.

Безысходность ситуации понимают все. Простые люди - и палестинцы, и израильтяне - дословно повторяют слова друг друга: мы хотим жить в мире, но мы не знаем, что это такое, и мы не верим политикам. Эти слова корреспонденту "НГ" доводилось слышать и от израильских поселенцев, живущих на территориях, оккупированных Израилем в 1967 году, и от палестинцев, которые каждый вечер, как на работу, ходят стрелять по Гило - кварталу Иерусалима. Парадокс ситуации в том, что все они хотят мира. Тем более жить в мире хотят простые израильтяне, которые не исповедуют никаких крайних взглядов и живут спокойно в центре страны, и такие же простые палестинцы.

Многие израильтяне не понимают, почему их соотечественники - поселенцы - живут в местах, где ежедневно подвергают себя и жизнь своих детей опасности. Сами поселенцы утверждают, что делают это ради блага и безопасности всего Государства Израиль. В сознании же западного и арабского мира они - экстремисты, придерживающиеся крайних, антиарабских позиций. На самом деле поселенцы - заложники государственной идеи самоутверждения. Их когда-то называли первопроходцами, защитниками рубежей, а теперь собираются выкинуть из домов, построенных с согласия и одобрения государства.

Конечно, поселения построены на земле, оккупированной Израилем в ходе войны 1967 года. Но они, как утверждают сами поселенцы, практически все основаны там, где раньше была пустая земля, а не на месте разрушенных арабских деревень, в отличие от многих израильских городов и сел, построенных после обретения Израилем независимости в 1948 году.

Несмотря на бесконечные обстрелы и теракты, поселенцы никакой жестокостью по отношению к палестинцам не отличаются. Они и другие, причисляющие себя к правым, недовольны стрельбой из вертолетов и танков по палестинским городам и считают, что в этом нет никакого смысла, потому что истинные виновники терактов успевают скрыться, страдают же простые палестинцы.

Поселенцы предлагают отправить на территории палестинской автономии представителей спецслужб, переодетых арабами, тем более что в ШАБАК (внутриизраильская служба безопасности) есть специальное подразделение. Подобные спецслужбы должны выявлять организаторов убийств и уничтожать их. При этом невинные люди не пострадают, а виновные будут наказаны.

Конечно, среди поселенцев - разные люди. Есть и такие, кто кричит "Смерть арабам!", но большинство настроено миролюбиво. Поселение Псагот относится к числу респектабельных. Около 20 лет назад его основали четыре университетских профессора и один генерал. До сих пор основную массу жителей поселения составляют профессора, архитекторы, инженеры. Жить в Псаготе престижно. Новые дома, которые строятся в поселении, никогда не пустуют. Вся инфраструктура строится только с согласия государства. Жители Псагота считают себя слишком законопослушными, однако их законопослушность имеет пределы. Вряд ли они безропотно покинут поселение, если согласно мирным соглашениям его нужно будет отдать. Еще перед началом саммита в Кэмп-Дэвиде на старом центральном въезде в поселение, которое теперь закрыто из-за обстрелов, появился плакат: "Барак! Братьев не предают!" На вопрос, страшно ли им жить под обстрелом, поселенцы отвечают, что не так страшно, как когда должна была решиться их судьба на саммите в Кэмп-Дэвиде.

Поселенцы считают, что постановка вопроса о возвращении Израиля к границам 1967 года сама по себе неправильна. Если пойти на этот шаг, то в следующий раз разговор пойдет о возвращении Израиля к границам 1947 года, когда было принято решение ООН о разделе подмандатной Великобритании Палестины. А может быть, вообще придется уезжать из Израиля.

Палестинцы говорят примерно то же самое. По их мнению, дискуссия о границах между двумя государствами в том виде, как она ведется сейчас, абсолютно неправи льна. Они называют Арафата предателем - за пределами соглашений остается значительная часть территории, на которую палестинцы могли бы претендовать на основании резолюции ООН 1947 года. Новые мирные соглашения оговаривают, что в составе Израиля останутся такие еврейские анклавы на Западном берегу реки Иордан, как Гуш-Эцион, Ариэль, Маале-Адумим. Простым же палестинцам непонятно, почему земля, принадлежащая семье соседа, возвращена, а принадлежащая им - нет.

И если палестинцы устали ждать, то еврейские поселенцы не требуют немедленного решения проблемы. Многие из них считают, что два народа должны привыкнуть жить вместе. Студент Иерусалимского университета, который живет в Псаготе три года, рассказал корреспонденту "НГ", что до начала эскалации он собирался переехать в город, потому что ему удобней там жить. После обострения ситуации он остался в Псаготе, чтобы его отъезд не сочли паникой в поселениях. Тем более от терактов нигде не укрыться. Одна женщина, погибшая в центре страны в Хадере при взрыве, до приезда в город жила в поселении и уехала оттуда, спасаясь от обстрелов.

Если процесс заключения соглашений об окончательном урегулировании необратим, то свою судьбу поселенцы хотели бы решать сами. Может быть, они предпочли бы выселению из домов статус граждан Палестины. Спрашиваю своего собеседника: "Как бы ты ездил из Иерусалима в университет, если бы стал гражданином Палестины?" "Очень просто, - говорит он, - границы будут открытыми".

В то, что границы между двумя государствами - Палестины и Израиля - могут быть закрыты, не верит никто - ни поселенцы, ни палестинцы. Они не могут жить друг без друга. Желание палестинцев обрести независимость сочетается с желанием продолжать работу в Израиле. Независимость в понимании палестинцев, с которыми доводилось беседовать, - это возможность иметь свой паспорт, знать, кто ты есть. "Почему, - спрашивает меня собеседник в Вифлееме, - мой друг в Тель-Авиве может сказать, что он израильтянин, а я не могу ответить на вопрос "Кто я и откуда"?"

Стратегическая ошибка Израиля, возможно, в том, что он не стал проводить в отношении палестинцев с Западного берега и сектора Газа ту же политику, что в отношении израильских арабов, оставшихся на территории Государства Израиль после 1948 года,- они были уравнены в правах с евреями. Если бы в Израиле была решена проблема самоидентификации и адаптации палестинцев, то сейчас не возникло такой волны возмущения. Прав был убитый премьер-министр Израиля Ицхак Рабин, который говорил, что очень трудно выбраться из состояния войны, трудно перестать ненавидеть друг друга, особенно под грохот пушек.

Кстати, Рабина очень уважают в Палестинской Автономии. Палестинец, живущий в Вифлееме и каждый день стреляющий по району Иерусалима Гило, с теплотой вспоминает о своих встречах с премьером, подписавшим мирные соглашения в Осло в 1993 году. Этот человек мечтает о мире, у него, как и у других жителей Вифлеема и окрестностей, много друзей среди израильтян, но при этом он не перестает стрелять по Гило. Он был в группе палестинской и израильской молодежи, они провели вместе несколько дней в закрытой комнате в порядке эксперимента. Несколько часов молодые люди кричали и предъявляли друг другу счеты, затем, когда сил ни у кого не осталось, начался нормальный разговор, и каждая из сторон попыталась понять другую. К сожалению, такой эксперимент очень трудно спроецировать на реальную жизнь. Палестинец навсегда запомнил слова Ицхака Рабина, который сказал на встрече с молодежью, что "мир не начинается с момента подписания соглашений, с этого начинается только тяжелая дорога к миру". А еще этот палестинец добавил, что очень уважает Арафата, но еще больше он уважает память погибших и раненых друзей и родственников. Поэтому, несмотря на то что является членом ООП, он готов пойти за лидерами ХАМАС в их борьбе с израильтянами. За несколько дней до нашей беседы у него погибли две родственницы.

Среди палестинцев есть и те, кто не хочет жить под юрисдикцией Палестинского государства. Особенно много таких людей в Восточном Иерусалиме. Сейчас они получают от Израиля большие социальные льготы, послабление в выплате налогов, возможность выражать свободно недовольство израильской властью. Если же Восточный Иерусалим станет частью Палестины, экономический рай прекратится, но при этом возникнут проблемы с работой. Подписание мирных соглашений выльется для Палестинского государства в массу экономических проблем, безработицу, что несомненно вызовет недовольство, которое обернется против самих палестинских властей и не улучшит отношение палестинцев к Израилю. Арафат, говорят они, - великий стратег, но он не нисходит до создания реально действующих государственных инфраструктур. Он отдал жизнь на борьбу, а решение каких-то там экономических проблем для него слишком мелко.

Захлестнут также молодое Палестинское государство и внутренние проблемы, связанные с многослойностью палестинского общества. Христиане и мусульмане относятся друг к другу настороженно. Христиане побаиваются агрессивной политики ХАМАС и стараются не выделяться среди мусульман. Не переносят друг друга и палестинцы Западного берега реки Иордан и сектора Газа. Говорят, что, когда был открыт коридор между Западным берегом и Газой, в Вифлееме начались кражи и изнасилования, которых раньше не было. Впрочем, палестинцы ради независимости готовы мириться даже с выходцами из сектора Газа и лагерей беженцев.

Одним из решений проблемы могло бы стать создание конфедерации. Но процесс обретения независимости Палестинским государством уже необратим. И израильтянам остается надеяться только на то, что их спасет крепкая граница.

Малочисленные митингующие по пятницам в центре Иерусалима израильтяне, требующие вернуться к границам 1967 года и эвакуировать поселения, верят, что, если мирные соглашения будут подписаны, сторонам придется их выполнять, и уж тогда "ни пяди земли мы не отдадим". Люди, выходящие с лозунгами на улицы, делают, разумеется, благое дело. Ибо, как выражаются палестинцы, война во Вьетнаме была закончена благодаря многочисленным демонстрациям и митингам протеста в Вашингтоне. Но те, кто не причисляет себя к идеалистам, понимают - подписанием соглашения противостояние не закончится. Как заметил один израильский журналист, "государство рождается в борьбе, а не за столом переговоров". Израиль борется уже 52 года, Палестина тоже не избежит этого пути. Но все же мирный диалог необходим.

Иерусалим-Псагот-Вифлеем-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
613
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2334
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1547
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1173

Другие новости