0
1445
Газета В мире Интернет-версия

23.12.2000 00:00:00

Космическая ось российско-американских отношений

Юрий Караш

Об авторе: Юрий Юрьевич Караш - кандидат исторических наук, член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского.

Тэги: сша, россия, космос


сша, россия, космос

Итак, новым президентом США стал республиканец Джордж Буш-младший. Что это означает для российско-американского сотрудничества в космосе? Ведь эта важнейшая область взаимодействия между двумя странами является, с одной стороны - результатом, а с другой - инструментом политики России и США в отношении друг друга.

Начало космической эры, положенное запуском спутника 43 года назад, по мнению американского исследователя политической истории освоения космоса Уолтера МакДугала, "полностью изменило суть холодной войны. То, что раньше было военным и политическим сражением, в котором США (и СССР) достаточно было предоставлять помощь и спокойствие своим союзникам на переднем крае, стало тотальной борьбой за преданность и доверие всех народов (Советскому Союзу или Соединенным Штатам)". Космос в буквальном смысле слова стал "высокой трибуной", с которой СССР и США заявляли не только о своей технологической мощи, но также и о своем экономическом и политическом превосходстве.

Одновременно исключительность освоения космоса в это время привела к парадоксальной ситуации: СССР и США, как единственные космические державы, были вынуждены не только соперничать, но и сотрудничать в космической сфере. В начале 1960-х годов две эти страны объединили усилия с целью недопущения контроля своих космических программ с чьей-либо стороны, в частности ООН.

Стремление быть первыми стало мощным стимулом развития космической техники как в США, так и в СССР. Согласно "Докладу о будущих путях развития космической программы США", подготовленному в Америке специальным консультативным комитетом в 1990 г., "после отклонения проекта орбитальной станции, как вполне реализуемого в Советском Союзе, а экспедиции на Марс - как слишком трудноосуществимой в течение ближайшего десятилетия, высадка людей на Луну предстала в качестве вполне реалистичного проекта, который активизирует работу НАСА во всех областях, связанных с пилотируемыми полетами и обеспечит лидерство США в космосе".

Аналогичное стремление выиграть "космическую гонку" ускорило в СССР работы по созданию многоместных космических кораблей, сверхмощной ракеты Н-1, призванной доставить советских космонавтов на Луну, а также орбитальных станций.

В конце 1960-х годов, с приходом к власти в США республиканской администрации Ричарда Никсона и его намерением перейти от "конфронтации к переговорам" с СССР изменилась политическая роль космоса. Советский Союз и Соединенные Штаты решили ознаменовать конец холодной войны сотрудничеством в сфере, в которой раньше были непримиримыми соперниками. Результатом этого стал совместный полет двух кораблей - советского "Союза" и американского "Аполлона".

Обострившиеся в конце 1970-х - начале 1980-х годов советско-американские отношения фактически свели к "нулю" сотрудничество в освоении космоса. Однако в январе 1984 года республиканский президент Рональд Рейган в частном порядке предпринял попытку возобновить взаимодействие с Советским Союзом в данной сфере. Он предложил СССР принять участие в отработке спасения космонавтов со станции "Салют-7" с помощью американского шаттла. Поскольку подобные "учения" предполагали, что советская техника менее надежная, чем американская, СССР ответил отказом.

Тогда Рейган, который, по словам американского исследователя Лина Рагсдейла, рассматривал освоение космоса в основном в качестве средства достижения политических целей, бросил Советскому Союзу вызов в области, где советская космонавтика достигла наивысших результатов, - создания и эксплуатации долговременных орбитальных комплексов. В 1984 году в традиционном обращении к конгрессу "О положении в стране" американский президент провозгласил создание международной станции "Фридом" ("Свобода") с участием США и их союзников. Данное решение в сочетании с увеличением бюджета НАСА (Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства) должно было напомнить СССР о лидерстве США в космосе.

Окончание холодной войны в отношениях между СССР/Россией и США вновь возродило сотрудничество между двумя странами в области освоения космического пространства. В 1992-м году при администрации республиканца Джорджа Буша-старшего между Россией и США заключается широкомасштабное соглашение о сотрудничестве в космосе, следствием чего стала программа "Мир-Шаттл". В рамках этой программы шаттлы 9 раз стыковались с "Миром" в 1995-1998 гг., 7 американских астронавтов провели на борту российской станции в общей сложности 977 дней, а 9 российских космонавтов совершили полеты на шаттлах.

В 1993 году при президенте-демократе Билле Клинтоне Россия присоединяется к программе Международной космической станции (МКС) наряду с США, Европой, Японией и Канадой в качестве формально полноправного участника. На Россию возлагается создание ряда "ключевых элементов" комплекса, без которых тот не может быть построен и заселен.

Но главных причин, по которым, как утверждают американские политики, Россия была приглашена присоединиться к проекту МКС, было две: загрузить работой российских космических специалистов, чтобы их услугами не воспользовались страны типа Ирана, Ливии или Ирака, и символизировать сотрудничеством в космосе окончание холодной войны.

Россия успешно запустила "ключевой элемент" МКС - "служебный модуль". При этом, однако, по подсчетам республиканца Джеймса Сенсенбреннера - председателя комитета по науке палаты представителей конгресса США, сотрудничество с Россией в рамках программы МКС обошлось по настоящее время американским налогоплательщикам дополнительно в 5 млрд. долларов и задержало сборку станции более, чем на 4 года (российская сторона признала 2-летнюю задержку). Неэффективное выполнение Россией своих обязательств в сочетании с неуверенностью Соединенных Штатов в способности нашей страны своевременно поставлять на МКС корабли типа "Союз" и "Прогресс", а также намерение России начать продавать оружие Ирану, серьезно ослабили технико-экономическую и политическую заинтересованность США в сотрудничестве с Россией в рамках программы МКС.

Данная тенденция может получить дальнейшее развитие при администрации Джорджа Буша-младшего. Во-первых, Буш в отличие от своего оппонента демократа Альберта Гора никогда не придавал особого значения взаимодействию России и США в космосе.

Во-вторых, он ясно дал понять, что международное сотрудничество в рамках МКС "не должно зависеть от того, как одна страна выполняет свои обязательства". Здесь Буша поддерживает конгресс, который в своем последнем законопроекте по верхней границе двухлетних расходов НАСА, принятом в октябре этого года, призвал агентство сократить права России на использование ресурсов МКС, в случае если наша страна и впредь не будет вовремя выполнять свои обязательства.

Наконец, США недавно провели успешные воздушные испытания прототипа Х-38 - рассчитанной на семь человек "спасательной шлюпки" многоразового использования, которая должна заменить на станции российские "Союзы". Новая "шлюпка" должна еще больше сократить зависимость программы МКС от России. Правда, космические испытания Х-38 запланированы лишь на 2002 год.

Таким образом, налицо две тенденции возможного развития сотрудничества в космосе между Россией и США при администрации Буша. Одна - историческая, состоящая в том, что два из трех самых крупных советско/российско-американских космических проектов, такие как "Союз-Аполлон" и "Мир-Шаттл", инициировались во времена республиканских администраций. Другая - явное стремление администрации Буша, находящее сочувствие у конгресса США, ужесточить условия участия нашей страны в программе международного орбитального комплекса.

Зависимость МКС от "Союзов" окажет существенное подспорье первой тенденции, но если ко времени готовности Х-38 Россия не станет своевременно выполнять свои обязательства по станции, то у второй тенденции есть все основания взять верх.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2158
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1400
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1040
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1360

Другие новости