Вчера вице-премьер Ирака Тарик Азиз провел переговоры с министром иностранных дел России Игорем Ивановым и его заместителем Василием Срединым. Переговоры заняли гораздо больше времени, чем планировалось. Проблемы, обсуждаемые сторонами, слишком серьезны, хотя никто не сомневается в дружеских отношениях Ирака и России. И ни одно из посольств в Багдаде не пользуется таким вниманием, как российское. Но ни Россия, ни Франция, ни Китай, при всех дружеских отношениях к Ираку, не могут убедить СБ ООН отменить санкции против Ирака. Россия всегда настаивала на международном мониторинге иракских военных программ, а это значит, что Ирак должен признать резолюцию ООН 1284, в которой предусматривается, что ослабление режима санкций последует, только если Ирак пустит к себе комиссию ООН и выполнит ряд других условий.
Вторым предметом, по которому между сторонами могла возникнуть острая дискуссия, - защита интересов российских бизнесменов в Ираке. Российские компании никак не могут действовать в обход санкций ООН, и в результате могут быть отодвинуты на второй план (см. "НГ" # 226 от 29. 11).
Кроме Иванова, у Азиза были запланированы переговоры с Сергеем Шойгу, а также с членами международного комитета в Государственной Думе.
Иракская проблема не единственная горячая для России тема в регионе. Несмотря на то, что в официальных кругах утверждается, что Россия никогда и не уходила из региона, многие наблюдатели отмечают резкую активизацию политики Москвы на этом направлении. Частые визиты сюда иракских, израильских, палестинских и других "восточных" политиков не могут не остаться незамеченными. Ситуацию на Ближнем Востоке и российскую позицию в связи с последними событиями в регионе прокомментировал для читателей "НГ" заместитель министра иностранных дел РФ и спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку Василий Средин.
- Василий Дмитриевич, в последнее время Россия проводит активную политику на Ближнем Востоке. Но для многих остается непонятным - зачем нам это нужно? Мы писали об этом в "Дипкурьере НГ" # 16 от 26 октября, и сейчас снова хочу спросить: какие политические, экономические и геостратегические интересы преследует Россия на Ближнем Востоке?
- Вопрос действительно актуальный, мне его часто задают в различных аудиториях - и в нашей стране, и за рубежом.
Отвечая на него, следует прежде всего обратить внимание на то, что Ближний Восток примыкает с юга к российским границам, фактически являясь соседним с нами регионом. Уже в силу этого россиянам отнюдь не безразлично, как развиваются события здесь, какая обстановка складывается в этой важной геостратегической зоне, каково ее будущее.
Нельзя не учитывать также, что Россия имеет давние, уходящие в прошлые столетия связи с Ближним Востоком. Они, можно сказать, традиционно занимают одно из центральных мест во внешнеполитической деятельности нашей страны. Так было и до 1917 года, и во времена существования СССР, эта преемственность сохраняется и сейчас.
Ближний Восток неизменно имеет особое значение для россиян, поскольку здесь расположены христианские святыни. С давних времен в Иерусалим и другие святые места региона направлялись паломники из различных частей России. Наши соотечественники сооружали на этой земле монастыри и храмы, школы и больницы. Такое же отношение к Ближнему Востоку, являющемуся центром трех монотеистических религий, испытывают миллионы российских граждан, исповедующих ислам, а также представители еврейской общины России.
Следует упомянуть, кроме того, о наших экономических интересах в Ближневосточном регионе. Как известно, он обладает огромными финансовыми и природными ресурсами. Не случайно различные ближневосточные страны как магнит притягивают деловых людей из всех уголков планеты, которые рассчитывают получить здесь и действительно получают большие прибыли. В предшествующий период наша страна также создала в регионе неплохие экономические позиции, позволявшие иметь весьма эффективную отдачу. Важно не только сохранить, но и расширять их, развивая сотрудничество с ближневосточными государствами в различных областях на взаимовыгодной основе. Возможности для этого есть, и мы стремимся активно их использовать.
Наконец, необходимо сказать о том, что урегулирование столь затяжного и острого регионального кризиса, как арабо-израильский конфликт, отвечало бы в полной мере долгосрочным интересам России. Справедливое всеобъемлющее решение ближневосточной проблемы, если оно будет достигнуто, оздоровит политический климат в регионе, укрепит международный мир и безопасность, откроет широкие дополнительные возможности для экономического, научно-технического и культурного сотрудничества с арабскими странами и Израилем. Кроме того, нельзя не видеть, что сохраняющаяся кризисная обстановка на Ближнем Востоке создает питательную среду для деятельности различных экстремистских кругов в регионе, отголоски которой могут дать о себе знать и на российской территории.
Одним словом, Ближний Восток действительно был и остается очень близким регионом для нас, имеющим важное значение для национальных интересов России. Вот почему российское руководство уделяет ему столь пристальное внимание.
- Что может предложить Россия для урегулирования арабо-израильского и, в частности, палестино-израильского конфликта? Насколько действенно влияние России на ситуацию?
- Роль России в ближневосточном урегулировании обусловлена прежде всего ее высоким статусом коспонсора мирного процесса в соответствии с мандатом Мадридской конференции 1991 года. Это убедительное международное свидетельство авторитета и влияния нашей страны в регионе. И мы стремимся соответствовать уровню ответственности, которая возложена на нас мировым сообществом.
Необходимо подчеркнуть особый вклад нашей страны в выработку международно-правовой базы для справедливого всеобъемлющего решения арабо-израильского конфликта соответствующих резолюций ООН, вытекающего из них краеугольного принципа "мир в обмен на землю". И мы последовательно добиваемся претворения этих важнейших положений в жизнь.
К сожалению, сейчас пришлось столкнуться с острым кризисом, глубинная причина которого состоит в "пробуксовке" палестино-израильского диалога. Еще раньше были прерваны сирийско-израильские переговоры. Это показывает, что на пути к миру остается много трудностей. Вместе с тем нельзя не констатировать, что за минувшее десятилетие достигнуты определенные позитивные результаты на пути к преодолению арабо-израильского конфликта: был заключен мирный договор между Иорданией и Израилем; создана Палестинская автономия и реально просматривается перспектива образования независимого палестинского государства; существенные наработки были сделаны на сирийском треке; израильские войска выведены из Южного Ливана; были запущены многосторонние переговоры по актуальным проблемам Ближнего Востока.
Активно содействуя поиску развязок сложных проблем региона, Россия стремится работать в контакте со всеми заинтересованными сторонами - американским коспонсором, Евросоюзом, другими государствами. Эффективность нашего участия в ближневосточных делах во многом обусловлена тем, что у нас установились добрые, доверительные отношения с обеими сторонами конфликта - как с арабами, так и с Израилем. И в арабских столицах, и в Тель-Авиве высоко оценивают вклад России в развитие мирного процесса, высказываются за дальнейшее наращивание наших усилий в ближневосточном урегулировании. Это наглядно проявилось в ходе недавней поездки министра иностранных дел Игоря Иванова в регион.
Наши региональные партнеры неизменно отмечают объективность и непредвзятость российской политики применительно к проблемам арабо-израильского урегулирования, ее конструктивность и нацеленность на достижение конкретных результатов. Уверены: все это имеет особое значение в нынешний критический, по существу, переломный момент развития ситуации на Ближнем Востоке.
Хотел бы подчеркнуть, что мы не стремимся "соревноваться" с кем-либо на поприще ближневосточного урегулирования. Для нас главное - достижение прочного мира, безопасности и стабильности в регионе, обеспечение законных прав его народов. Именно поэтому российская сторона позитивно воспринимает инициативные шаги американского коспонсора в рамках мирного процесса, выступает за расширение российско-американского сотрудничества в вопросах ближневосточного урегулирования.
Вместе с тем очевидно: без участия России эффективное продвижение к мирному урегулированию на Ближнем Востоке на любом из его треков невозможно. Со своей стороны будем и дальше делать все необходимое с тем, чтобы как можно скорее покончить с многолетней конфронтацией в регионе.
- Каковы результаты визита главы национальной палестинской администрации Ясира Арафата в Москву?
- Этот визит состоялся "на пике" нового витка кризиса в регионе. Естественно, что главное внимание в ходе беседы президента Путина с Арафатом было уделено тому, как прекратить кровопролитие и нормализовать обстановку. Это сейчас главный вопрос, от которого в решающей степени зависят судьба мирного процесса, будущее Ближнего Востока.
Российская сторона позитивно оценивает итоги проведенных переговоров. С нашей точки зрения, наиболее важным является то, что палестинский лидер подтвердил настрой палестинского руководства на продолжение мирного процесса и решение всех проблем политическими средствами. В ходе беседы с Арафатом Путин провел также телефонный разговор с Бараком, а затем израильский и палестинский лидеры говорили друг с другом напрямую. Так что фактически состоялись переговоры в трехстороннем формате. Контакты будут продолжены. Мы не намерены снижать нашей активности.
- Есть ли альтернатива переговорам и могут ли они остановить насилие?
- Мы твердо исходим из того, что разумной альтернативы переговорному процессу не существует. В противном случае Ближневосточный регион не сможет вырваться из порочного круга кровопролития и насилия, в котором он пребывает в течение многих десятилетий.
В этой связи настойчиво побуждаем израильские и палестинские власти проявить максимум сдержанности, благоразумия и политического реализма, не поддаваться нажиму радикалов и экстремистов. Важно также усилить международное содействие делу разблокирования конфликта. Все это могло бы помочь переломить ситуацию к лучшему. В конкретном плане путь к выходу из нынешней конфронтации лежит через добросовестное выполнение ранее достигнутых договоренностей, осуществление встречных шагов по прекращению всех насильственных действий и нормализации обстановки.
В случае если бы удалось это сделать, открылась бы возможность приступить к следующему этапу: начать контакты с целью возобновления мирного процесса. При этом можно было бы рассмотреть и предложения по корректировке его схемы, чтобы повысить степень эффективности переговоров. Российская сторона, в частности, считает важным укрепить институт коспонсоров, расширить взаимодействие с ЕС и всеми другими заинтересованными сторонами, способными внести вклад в дело урегулирования. Убеждены также: чтобы обеспечить прорыв к справедливому и прочному миру на Ближнем Востоке, должно происходить движение вперед на всех треках - и палестинском, и сирийском, и ливанском.
Политико-правовая база урегулирования должна остаться незыблемой. Это мадридские принципы, прежде всего резолюции 242 и 338 СБ ООН, имеющиеся договоренности и взаимопонимания.