В СЛОВЕНИИ, видимо, наступил традиционно затяжной период формирования новой правящей коалиции. Лидер выигравшей в середине октября внеочередные парламентские выборы Либеральной демократии Словении (ЛДС) 50-летний Янез Дрновшек хочет создать крепкое, авторитетное правительство, которое сумело бы за предстоящее четырехлетие довести республику до членства в Евросоюзе и НАТО. Сам Дрновшек вновь, после короткого полугодового перерыва, в очередной раз возглавит кабинет, которым руководил, лишь меняя время от времени состав министров, с 1992 года. Ранее этот политик, несмотря на свою молодость, успел даже позаседать в составе общеюгославского федерального президиума, члены которого поочередно руководили посттитовской СФРЮ.
Октябрьские выборы в парламент поставили крест на очередной попытке правых сил Словении доказать, что "политика возможна и вне рамок реформированного коммунизма", - именно так звучал их предвыборный девиз. Предполагаемые новые партнеры ЛДС по коалиции подтверждают левоцентристскую направленность победителей. Судя по всему, Дрновшек склоняется к союзу с посткоммунистическими Объединенными социал-демократами и партией пенсионеров Десус. Эти три партии располагают 49 местами (из 90) в новом составе парламента против 31, имеющегося в распоряжении правых сил. Кроме того, старо-новый премьер Дрновшек уже заявлял о ряде будущих послаблений со стороны правительства крестьянам и мелким предпринимателям, надеясь тем самым на ответную поддержку представляющих их интересы малых партий, не входящих ни в одну коалицию. Всего в парламенте теперь будет заседать восемь партий, что небывало много для двухмиллионной Словении.
Разделение политических сил в республике на левые и правые выглядит весьма условным, поскольку своими программами те и другие - прежде всего в сфере внешней политики - не слишком отличаются. Главная цель каждой из партий, ясно продекларированная еще раз в предвыборный период, - привести Словению в состав ЕС и НАТО.
Из числа первых претендентов на вступление в НАТО Словения выпала в самый последний момент как по чисто арифметическим, так отчасти и геополитическим причинам. Брюсселю гораздо важнее было адаптировать три ключевые центральноевропейские страны, ну, а маленькую Словению, находящуюся под боком у Запада и не ожидающую опасностей ни с одной стороны, можно было бы принять и чуть попозже. Зато среди претендентов на расширение Евросоюза Любляна давно уже ходит в фаворитах. Уже несколько лет две трети ее экспорта направляются в страны ЕС, оттуда же приходит 70% словенского импорта. Только в нынешнем году уровень экспорта вырос на 40%, если подсчитать его в словенской валюте - талерах, но, правда, всего лишь на 4% в долларах - из-за постоянного высокого курса американской валюты. Уровень ВВП в пересчете на одного жителя республики в год составляет сейчас без малого 11 тысяч долларов. Ожидаемый реальный рост экономики в этом году 4,75%, а уровень инфляции - 7,6%.
Жизненный уровень в республике достиг уже свыше 70% от среднего по ЕС, превысив соответствующий показатель в слабейших государствах - членах Евросоюза - Португалии и Греции. Чистая среднемесячная заработная плата одного словенца превысила в этом году символический показатель в полторы тысячи немецких марок. В то же время уровень безработицы остается достаточно небольшим - всего 7,3% при определенной тенденции к дальнейшему снижению.
В последние месяцы из штаб-квартиры ЕС в адрес любимчика под Альпами прозвучало необычно много критики. Большая ее часть была связана с промедлением в законодательной деятельности из-за межпартийных распрей, а затем из-за вынужденных предвыборных каникул парламент временно перестал принимать новые или корректировать в соответствии с требованиями Евросоюза старые законы. Среди медленно решаемых экономических проблем, на которых Брюссель акцентирует внимание словенских властей, - едва начатая приватизация крупнейших предприятий, сохраняющееся монопольное положение госфирм в сфере коммуникаций и постоянно откладываемая приватизация ведущих банков. Все это вынудило Брюссель заговорить об определенной "закрытости" Словении от иностранного капитала и привело к снижению уровня внешних инвестиций в республику. Теперь Янез Дрновшек обещает открыть в данной области шлюзы и ожидает в связи с этим бум иностранных инвестиций в будущем году.
"Тучкой" на достаточно ясном политическом небосклоне Словении выглядит нынешний спор ряда ее ведущих политиков с австрийскими коллегами. Власти Австрии в последнее время усилили свои требования к пересмотру Словенией послевоенных декретов антифашистского Совета национального освобождения Югославии, согласно которым несколько десятков тысяч местных граждан немецкого происхождения были изгнаны с территории Словении, а их имущество конфисковано. Австрия настаивает, чтобы ее южный сосед выплатил компенсации изгнанным. В этом Вена нашла определенное понимание и поддержку у деятелей правых словенских партий, к которым присоединилась и здешняя Церковь. Левые и центристские политики Словении объясняют подобное встречное движение своих политических противников к требованиям Вены тем, что большинство правых деятелей происходят из тех семей, которые в свое время активно препятствовали приходу коммунистов к власти в стране, а нередко и коллаборационировали с фашистами. Во время партизанской войны в первой половине 40-х годов погибло более 3,5% населения Словении.
Вернувшиеся к власти левоцентристы во главе с Дрновшеком отказываются вести какие-либо переговоры с Веной на тему вышеупомянутых декретов, считая, что сей вопрос давно закрыт, а декреты составляют одну из важнейших основ послевоенного урегулирования ситуации в республиках Югославии и во всем данном регионе Европы. Если Вена будет продолжать настаивать на своих требованиях, Любляна готова в ответ выдвинуть встречные - например, потребовать выплаты репараций за ущерб, нанесенный словенцам оккупантами. То, что Австрия больше не относит себя к числу стран - жертв гитлеровской Германии, а признает свое фактическое соучастие в ее преступлениях, подтверждает и готовность Вены выплатить многомиллионную компенсацию жертвам войны из стран ЦВЕ и бывшего СССР, договор о которой подписан в австрийской столице 24 октября этого года.
Прага