Израильские танки, нацеленные на арабские деревни, закидываются гранатами.
Фото Максима Шевченко
В ИЗРАИЛЕ и в Палестинской автономии сейчас параллельно развиваются два противоположных процесса - стремление к миру, к подписанию соглашений переплетается с призывами экстремистских группировок к вооруженному сопротивлению в широких масштабах. Во вторник вечером впервые за месяц вооруженных столкновений палестинские полицейские и бойцы движения ФАТХ пытались подорвать гранатами израильские танки в районе КПП Карни при выезде из сектора Газа.
Израильские военные продолжают критиковать премьер-министра Эхуда Барака за мягкость. Однако Барак и израильские левые не теряют надежды на продолжение мирного процесса, хотя пока им и не удалось полностью избавиться от угрозы досрочных выборов и смены правительства.
Судя по всему, и Ясир Арафат не оставляет надежды на мирный исход. Как опытный политик, он понимает, что откладывать объявление о независимости палестинского государства нельзя, так же как и бессмысленно ее провозглашение без соглашения с Израилем. Хотя интифада дала Арафату возможность потянуть время, бесконечно это длиться не может. Умеренному палестинскому лагерю невыгодно продолжение интифады, поскольку ее дальнейшие развитие наверняка приведет к смене элит в автономии: на смену сторонникам Арафата придут лидеры экстремистов - ХАМАС и "Исламского джихада".
Поэтому, хотя официальный представитель палестинской администрации Ханан Ашрави и заявляла, что США занимают произраильскую позицию, главный палестинский переговорщик Саиб Эрикат все же отправляется для переговоров в Вашингтон. Там уже находится глава МИД Израиля Шломо Бен-Ами. Обсуждение проблем Ближнего Востока стало регулярным занятием для многих дипломатов. Министр иностранных дел РФ Игорь Иванов во вторник вечером обсуждал ситуацию в регионе с госсекретарем США Мадлен Олбрайт. Вчера в рамках усилий по разблокированию ближневосточного кризиса в Москву приехал глава МИД Катара шейх Хамед бен Джасем бен Джабер ат-Тани. Интересно, что в это же время в Дохе находится спецпредставитель президента РФ по ближневосточному урегулированию Василий Средин. Ближневосточное урегулирование стало новым поводом для расширения сотрудничества между Россией и странами Персидского залива. Палестинцы считают, что надо расширить участие в мирном урегулировании ЕС, Китая, России и арабских стран.
Несмотря на посреднические усилия, столкновения продолжаются: за вчерашний день погибли еще несколько палестинцев. ФАТХ призвал провести сегодня всеобщую забастовку и объявил четверг "днем активизации действий" против Израиля в секторе Газа. Пятницу исламское движение сопротивления ХАМАС назвала очередным "днем гнева". Вооруженные силы США в районе Персидского залива в очередной раз были приведены вчера в состояние повышенной боеготовности из-за угрозы терактов. Кстати, вчера президент Йемена Али Абдалла Салех высказал сенсационное предположение, что к теракту на эсминце ВМС США в порту Адена, "возможно, причастна" израильская спецслужба "Моссад". По его словам, "Моссад" активно внедряла своих агентов в исламские группировки в период войны в Афганистане.
* * *
Об УСИЛИЯХ Москвы по ближневосточному урегулированию я беседовал с представителем РФ при Палестинской национальной администрации Сергеем Песковым.
- Сергей Николаевич, как в свете развивающегося кризиса складывается жизнь российских дипломатов на территории Палестины?
- Прежде всего хочу обратить ваше внимание на то, что нередко ошибочно эти территории называют Палестинской автономией. Но это неправильно. В соответствии с международно-правовыми нормами автономия предусматривает вхождение в состав того или иного государства. В данном же случае речь идет о палестинских территориях, оккупированных Израилем в 1967 году. Такой их статус определен и резолюцией СБ ООН # 242. Поэтому корректно, и это согласуется с положениями палестино-израильской Декларации о принципах, подписанной в сентябре 1993 года в Вашингтоне, других двусторонних соглашений, говорить о палестинских территориях, находящихся под управлением Палестинской администрации, окончательный статус которых и должен стать результатом палестино-израильского мирного урегулирования. Мы не забываем о том, что находимся здесь, выполняя главную нашу дипломатическую миссию - содействовать скорейшему палестино-израильскому урегулированию, результативному завершению мирного процесса на Ближнем Востоке. И в этом смысле хотелось бы надеяться, что нынешний конфронтационный этап будет в итоге пройден и стороны вернутся к столу переговоров. По крайней мере российские дипломаты прилагают к этому все свои усилия.
- Какое отношение к России преобладает на данный момент среди палестинцев?
- Палестинцы испытывают к России традиционно дружественное и теплое отношение. В этом контексте существенно и то, что Москва проводит сбалансированную политику на Ближнем Востоке, учитывающую интересы палестинцев. Могу утверждать, что они по-прежнему с надеждой смотрят на Россию, будучи уверенными, что она поможет донести до мира их озабоченности, а с другой стороны, как коспонсор мирного процесса внесет подобающий ей вклад во всеобъемлющее справедливое урегулирование.
- Не существует ли агрессивного отношения к нашей стране исламских фундаменталистских группировок, особенно в свете войны в Чечне?
- Таких фактов до сих пор не было. Я лично общался с представителями различных фракций и группировок и не чувствовал враждебного отношения к себе. Конечно, у них есть озабоченность ситуацией в Чечне, и это вполне понятно. В некоторых кругах здесь пытаются иногда проводить аналогии с Чечней в том смысле, что, мол, если ситуация не разрядится, то вместо политиков начнут работать автоматы. Но эти аналогии, по сути, неверны и больше носят эмоциональный характер. Нередко отсутствует понимание того, что чеченская проблема в корне отличается от палестинской, за которой стоят многочисленные резолюции ООН.
Газа
(Полный текст интервью будет опубликован в одном из ближайших номеров "Дипкурьера НГ")