В Белграде побывал министр иностранных дел Чешской Республики Ян Каван. Он продолжает здесь "особую миссию" чешской дипломатии, которую начал его заместитель Мартин Палоуш в дни падения режима Милошевича.
Несмотря на то что Чехия является членом НАТО, отношение к ней в республиках бывшей СФРЮ - даже после прошлогодних бомбардировок - особенное. Это вызвано и давними, традиционно дружественными отношениями югославских народов к чехам, - достаточно вспомнить межгосударственный договор о взаимной военной поддержке, малый пакт, заключенный в конце 30-х годов, правда, так и не реализованный, или политическую поддержку Белградом событий "Пражской весны" 1968 года и предоставленную югославскими властями возможность для бегства на Запад через территорию СФРЮ тысячам чешских и словацких граждан. Практически атеистическая Чехия никогда не ассоциировалась у католиков-хорватов, сербов-православных и боснийцев-мусульман с автоматической поддержкой того или иного родственного по вероисповеданию народа в этом регионе.
Было и еще одно знаменательное действо, в свое время оставшееся почти незамеченным, но сыгравшее немаловажную роль для его участников. Ровно год назад чешский президент Вацлав Гавел неожиданно включил в состав делегации своей страны, участвовавшей в саммите ОБСЕ в Стамбуле, руководителей Черногории и ведущих оппозиционных политиков из Белграда. Это позволило всем им провести в кулуарах стамбульской конференции важные встречи с представителями западных правительств.
Подобная поддержка не забывается. Поэтому, когда замминистра чешского МИД Мартин Палоуш прилетел в еще разгоряченный от уличных битв Белград, по горло занятый президент Воислав Коштуница выделил гостю неограниченное количество времени и обсудил с ним все важнейшие вопросы ближайшего периода развития своей страны. Так началась "особая миссия" чешской дипломатии в Югославии, которая, естественно, согласована Прагой с западными союзниками, предоставившими таким образом Чехии своеобразный карт-бланш на ведение предварительных переговоров с сербскими и черногорскими политиками и экономистами разного ранга и наведение мостов доверия, с одной стороны, между Белградом и Подгорицей, а с другой - между Белградом и западными столицами.
Прага