В ПРОШЛОЕ воскресенье в багдадском аэропорту приземлился самолет, принадлежащий компании "Газпромавиа". На нем в Ирак прибыла делегация крупнейшей российской компании "Стройтрансгаз" (СТГ), которую возглавил член совета директоров "Газпрома", президент СТГ Арнгольт Беккер. Самолет привез с собой гуманитарный груз необходимых иракцам медикаментов на сумму около 300 тысяч долларов. С введения санкций это второй российский авиарейс в Ирак такого типа. Первый был осуществлен МЧС РФ 19 августа.
Вопрос возобновления полетов между Багдадом и другими странами является сейчас в Ираке основным. Снятие негласного воздушного эмбарго во многом бы облегчило деловые и культурные контакты между Багдадом и другими странами. Именно поэтому прилет самолета СТГ стал главной политической новостью в Ираке. Об этом визите знали буквально все жители страны. Пока в Багдаде радостно приветствовали гостей, МИД РФ был вынужден давать разъяснения по поводу этого рейса. "НГ" уже писала о том, что ни одна из резолюций ООН не запрещает пассажирские рейсы в Ирак, тем более если они преследуют гуманитарные цели. Из этого следует, что ни Россия, ни какая-либо российская компания не обязаны просить разрешения на перелет в Ирак. Россия не нарушила ни Устава ООН, ни других законов. Что касается полета компании СТГ, то ООН была предупреждена о визите и не возражала против него, о чем свидетельствует письмо Петера ван Вальсума - председателя комитета Совета Безопасности, созданного по резолюции 661, - в адрес спецпредставителя России при ООН Сергея Лаврова. Груз, привезенный компанией в Багдад, был досмотрен инспекцией ООН. Поэтому говорить о том, что этот визит стал неожиданным для Объединенных Наций, и в частности для США, по меньшей мере глупо. В Нью-Йорке не только не могли официально ему помешать, но и не имели на это никакого права.
Помимо доставки гуманитарного груза визит СТГ преследовал и деловую цель: компания официально открыла свое представительство в Багдаде. Делегация была принята министрами нефти, торговли, промышленности и природных ресурсов, жилищного строительства и реконструкции Ирака. В каждом из министерств делегацию встречали с распростертыми объятиями, и это отнюдь не преувеличение. И у иракцев, и у российских бизнесменов существует множество планов. Трудно передать выражение заинтересованности на лице директора по маркетингу Министерства нефти, когда обсуждались возможные перспективы сотрудничества. К сожалению, многие из проектов не могут быть осуществлены в данный момент в силу санкций. Единственная возможность напрямую работать с Ираком - в рамках известного "Меморандума о взаимопонимании", оговаривающего возможности сотрудничества с Ираком в условиях санкций. Поэтому большинство планов нацелено на будущее, когда санкции ООН будут с Ирака сняты. Но уже сейчас СТГ, так же, как и другие российские и зарубежные фирмы, участвует в тендерах, разрешенных ООН. Каждый из этих тендеров оценивается в сумму от 15 до 60 миллионов долларов.
На второй день визита делегации в Министерстве нефти прошла презентация компании "Стройтрансгаз", на которой присутствовали руководители и ведущие специалисты нефтегазовой промышленности Ирака. У иракцев вызвало недоумение, что они до сих пор не знали о существовании такой крупной компании. Во многом путаница в головах иракцев возникла по вине самих россиян. Слишком много российских компаний претендуют на один и тот же тендер, слишком многое каждая из компаний обещает, но не всегда выполняет. Иракцам нужна реальная работа, а не пустые, хоть и красивые, слова. Если бы россияне смогли договориться между собой - то это во многом облегчило бы работу в Ираке в первую очередь им самим. Впрочем, некоторые компании уже пошли по этому пути, но, к сожалению, их пока мало. Еще большую сумятицу в иракско-российское сотрудничество, по словам чиновников Министерства нефти Ирака, внес замминистра энергетики Петр Недзельский, который на их вопрос - как разобраться в таком количестве российских компаний, приходящих на иракский рынок, - заявил, что будет сам регулировать, кому из наших компаний давать заказ, а кому нет. Теперь в Багдаде у российских компаний требуют предъявить лицензии на работу в Ираке, предоставленные правительством РФ, что вызывает у них полное недоумение.
Возможно, это все недоразумение, и оно разрешится в самом скором времени. Важно то, что россиян в Ираке ждут и хотят с ними сотрудничать, хотя у наших бизнесменов есть серьезные соперники. В Багдаде, говоря о приоритетах делового сотрудничества, называют в первую очередь Россию, затем Францию и Китай, на деле же Франция немного Россию опережает.
В Ираке в целом возросла деловая активность. В одно время с россиянами в Багдаде побывала китайская делегация, представители одной из крупнейшей малазийских торгово-инвестиционных компаний, в конце этого месяца ожидается большая делегация из Франции в составе более 100 человек.
Визиту иностранных делегаций уделяют большое внимание в Ираке. Несмотря на занятость, вице-премьер Ирака Тарик Азиз уделил российской делегации около часа. Он подчеркнул, что "сектор нефти и газа является важной областью нашего сотрудничества с Россией". И у вице-премьера, и у многих иракцев как специалистов, так и простых граждан вызывает сожаление вынужденная необходимость работать только в рамках "Меморандума". Азиз напомнил, что, будучи в Москве в июле этого года, он назвал цифру в один миллиард долларов, составляющую стоимость иракско-российских контрактов, замороженных в комитете ООН по санкциям. Тарик Азиз полагает, что "Америка никогда не будет довольна сотрудничеством между Ираком и Россией и будет ему препятствовать". По словам иракского политического деятеля, именно бизнесмены смогут помочь правительству РФ прекратить вмешательство Соединенных Штатов в российско-иракское сотрудничество. В воскресенье, возможно, состоится еще один гуманитарный российский рейс в Багдад.
Багдад-Москва