Во вторник ставший главным победителем парламентских выборов в Ливане миллиардер Рафик Харири заявил журналистам, что было бы ошибочно думать о его намерениях вновь стать премьер-министром. Во многом это связано с его разногласиями с президентом Ливана Эмилем Лахудом. Именно из-за невозможности работать с Лахудом Харири ушел в отставку в 1998 году, пробыв на посту премьер-министра 6 лет.
Теперь Харири ждет поддержку Сирии. Если Дамаск устроит его кандидатура, то Лахуд будет вынужден пойти на компромисс и научится уживаться с новым премьер-министром. Официально кандидатура премьер-министра должна быть утверждена парламентом, а его первое заседание состоится только 17 октября. Возражений же со стороны Сирии скорее всего не последует. Рафика Харири и президента Сирии Башара Асада связывают дружеские отношения и деловое партнерство. Ливанский миллиардер инвестировал часть своих капиталов совместно с саудовскими компаниями в экономику Сирии. Дамаск уже приветствовал результаты выборов в Ливане, правда, там поспешили заметить, что не вмешивались во внутриполитическую борьбу. Но мало кто в это верит, поскольку давно привыкли к тому, что Сирия считает Ливан зоной своего влияния. Однако после смерти Хафеза Асада железный кулак ослаб, что во многом и сказалось на результатах выборов в некоторых областях Ливана, где просирийские кандидаты потерпели поражение.
На первом этапе 27 августа голосование было организовано в трех избирательных округах северного и горного Ливана. На 63 места претендовали 286 кандидатов. В результате в горном Ливане 22 места из 35, отведенных на этот регион, получила оппозиция, возглавляемая друзским лидером Валидом Джумбалатом. В своей программе он высказался за уменьшение сирийского влияния в регионе, за равноправное сотрудничество между Бейрутом и Дамаском. Остальные 13 мест в регионе получили проправительственные кандидаты. На севере Ливана 28 мандатов разделили между собой просирийские кандидаты. Увеличилось число голосующих христиан, которые до этого практически полностью бойкотировали выборы, протестуя против сирийского военного присутствия в Ливане.
Основная же интрига ожидалась на втором этапе выборов, которые прошли 3 сентября в Бейруте, долине Бекаа и Южном Ливане и на которых решалась судьба 65 мест в парламенте. Основными соперниками в Бейруте стали премьер-министр Селим Хосс и миллиардер Рафик Харири. В Ливане в отличие от других арабских государств выборы действительно проходят в атмосфере соперничества и реальной борьбы. Ливан представляет собой многоконфессиональную и многонациональную страну, совсем недавно вышедшую из состояния гражданской войны. Здесь сталкиваются интересы Сирии, Ирана, Израиля. Страна, которая четверть века назад называлась арабской Швейцарией, никак не выберется из экономического кризиса. Что касается парламентской системы, то она строится в соответствии с Национальным пактом 1943 года, когда каждой конфессии отведено определенное количество мест в парламенте: там должно быть 27 шиитов, 27 суннитов, 8 друзов, 34 маронита, 2 алавита, 14 греков, исповедующих православие, 8 католиков, 5 армян-православных, один армянин-католик, один представитель Англиканской Церкви и один ассириец.
По данным переписи населения 1932 года (единственной, которая проводилась в Ливане), марониты представляли 30% населения, сунниты - 22 и шииты 18%. Именно эти три самые крупные ливанские общины распределили между собой основные государственные должности. Так, президентом страны всегда становится маронит, премьер-министром - представитель суннитов, а председателем парламента - шиит.
Cоюзники Харири получили в Бейруте 18 из 19 мандатов, за него самого отдали голоса 35 тысяч человек, тогда как Хосс смог получить голоса менее 15 тысяч избирателей. Министр внутренних дел Ливана Мишель Мурр сказал, что "было бы ошибкой говорить о победе оппозиции и поражении власти, так как власть была нейтральной и непредвзятой на протяжении всей предвыборной кампании". Он также добавил, что "поражение премьер-министра стало большой потерей для нации и парламент в его лице потерял одного из великих законодателей". Поражение Хосса во многом связано с тем, что он не смог выполнить свои предвыборные обещания вывести страну из экономического кризиса. В такой ситуации кандидатура Харири, обладающего определенной политической харизмой и международными связями, была гораздо более привлекательной, причем настолько, что были забыты обвинения в адрес Харири в коррупции и увеличении долгового бремени страны.
Трудно представить двух более разных людей, чем Рафик Харири и Селим Хосс. Премьер-министр, по профессии экономист, скромен в повседневной жизни, легко идет на компромисс. В предвыборной кампании он именовал себя "совестью Ливана". Харири же любит называть себя "мистер Ливан". Выходец из бедной семьи, по образованию учитель, он сделал свой первый миллион в Саудовской Аравии, куда отправился на заработки, а вскоре основал собственную компанию и стал сотрудничать с наследным принцем, а ныне королем Саудовской Аравии Фахдом. Состояние Харири оценивается на сегодняшний момент в два миллиарда долларов, а в сферу его интересов в Ливане входит империя масс-медиа. Он имеет широкие деловые связи как в арабском мире, так и на Западе, считается близким другом Жака Ширака. Ливанцы связывают с именем Харири идею благополучия.
Селим Хосс проводил скромную, неамбициозную экономическую политику, тем не менее Ливан так и не смог преодолеть спад. Харири же, будучи премьер-министром, строил грандиозные планы восстановления страны типа создания шестиполосных скоростных дорог, огромного бизнес-центра и современного международного аэропорта. Правда, все это закончилось тем, что Ливан увяз в огромных долгах. Сейчас ливанцы надеются, что Харири учтет свои прошлые ошибки и привлечет в страну новые инвестиции.
Вместе с Хоссом выборы союзникам Харири проиграли еще три действующих министра. Что касается остальных мест в парламенте, то в Южном Ливане представители движения "Амаль" и организации "Хизбалла", объединенные в блок "Сопротивление и развитие", получили все 23 места, отведенные для этого региона. В долине Бекаа представители блока получили 10 мандатов, а 13 мандатов разделили независимые кандидаты, выступающие за укрепление отношений с Сирией. Спикеру ливанского парламента Набиху Берри, возглавляющему движение "Амаль", удалось одержать победу, и, вероятнее всего, он сохранит свою должность.