Подготовку к обсуждению главной проблемы российско-японских отношений - территориального вопроса - президент начал на Сахалине. В ответ на вопросы журналистов Путин спросил: "А кто вам сказал, что Россия собирается отдавать спорные острова?" И хотя дальше последовали привычные формулировки: проблема слишком сложна, чтобы решать ее в одночасье, и т.д., несколько часов перелета Путина из Южно-Сахалинска в Токио японские журналисты нервничали. Дополнительный эффект создало и южносахалинское возложение венков к Мемориалу славы воинам-победителям в советско-японской войне. Да и сама атмосфера в городе японцам хорошо известна, чего стоят одни плакаты, развешанные на улицах: губернатор Сахалина и области Фархутдинов поздравлял жителей города "с победой над японскими захватчиками".
Впрочем, легкая паника японских журналистов и истерика местных правых, разъезжающих по Токио на раскрашенных микроавтобусах и грузовиках и выкрикивающих в микрофон: "Путин, отдай острова!" - оказалась неоправданной. Начавшиеся здесь переговоры пошли по заранее намеченному сценарию. Россия, как и ожидалось, подтвердила наличие такой проблемы, как спорные территории, и в ходе первых же официальных переговоров, прошедших вчера утром в расширенном составе, стороны обозначили свои позиции.
Японские политики во главе с премьер-министром Иосиро Мори предложили придерживаться обновленного каванского плана решения проблемы, озвученного в апреле 1998 года Рютаро Хасимото, с которым Путин также встречался вчера. Каванский план заключается в том, чтобы после демаркации границы и юридического закрепления островов за Японией спорные территории еще какое-то время оставались де-факто российскими. Российская же делегация отвергла это предложение, заявив, что оно не может рассматриваться в качестве взаимно приемлемого компромисса. Путин, в свою очередь, предложил двигаться к мирному договору постепенно, одновременно наращивая весь комплекс отношений. Для чего Владимир Путин предложил Иосиро Мори посетить Россию с официальным визитом, и два лидера договорились проводить официальные встречи не реже чем раз в год - аналог того, что существует между Москвой и Пекином, нашим "стратегическим партнером".
Документальным же развитием отношений между двумя странами занимались вчера остальные члены российской делегации. Вчера был подписан ряд межправительственных документов, таких, как меморандум о сотрудничестве ФПС и японского управления безопасности на море, а также меморандум в области разоружения и нераспространения и утилизации ядерных отходов.
Сразу после переговоров с Иосиро Мори Путин отправился к японскому императору. Впрочем, аудиенция и ланч у императора были куда менее напряженными, чем все предыдущие и последующие встречи российского президента в Токио.
Переговоры продолжаются в напряженном режиме. С российской стороны в них, в частности, принимают участие вице-премьер Виктор Христенко, министр иностранных дел Игорь Иванов, первый заместитель руководителя президентской администрации Дмитрий Медведев, заместитель руководителя администрации Сергей Приходько. В состав российской делегации входят также президенты Татарстана и Башкирии Минтимер Шаймиев и Муртаза Рахимов, губернаторы Хабаровского края и Сахалинской области Виктор Ишаев и Игорь Фархутдинов.
Токио