В СУББОТУ Владимир Путин отправляется в кругосветное путешествие, правда, по числу географических точек, которые российский президент собирается посетить, "кругосветка" Путина уступает аналогичному вояжу Сергея Степашина в бытность последнего премьер-министром. Направление движения нынешнего президента и несостоявшегося ельцинского преемника совпадают. Путин, как и Степашин, отправляется на Запад через Восток.
В воскресенье российский президент прибудет в Японию; по пути в Токио Путин на полдня заедет в Южно-Сахалинск, где проведет своего рода политэкономическую разминку перед переговорами с руководством Японии. За день до приезда Путина в Южно-Сахалинск в этом городе пройдет конференция, посвященная соглашениям о разделе продукции, на основе которых ведется разработка ряда сахалинских месторождений. Помимо многочисленных иностранных инвесторов, в том числе и японских, которые участвуют в проектах Сахалин и Сахалин-2 и не слишком довольны тем, как строятся их отношения с российским государством в рамках этих соглашений, на Сахалин должен приехать и министр энергетики США Билл Ричардсон. "Успокаивать бунтующих концессионеров" будут российский коллега Ричардсона - Гаврин, министр экономического развития и торговли Греф, а также глава Минприроды Яцкевич. Президент, как уже было сказано выше, "опоздает" на день и встретится лишь с избранными иностранными инвесторами.
Видимо, неплохим дипломатическим ходом в окружении Путина сочли и его предстоящее участие в сахалинских мероприятиях, посвященных 55-летию окончания Второй мировой войны и победы над Японией, результатом чего и стал более чем полувековой территориальный спор между Москвой и Токио. Впрочем, рамки "дипвыпада" России были сужены до минимума. Путин лишь собирается возложить венок к мемориалу славы в честь погибших воинов - победителей в советско-японской войне.
Практически любой вопрос двусторонних российско-японских отношений, который будет обсуждаться в ходе визита Путина в Токио, так или иначе завязан на проблеме спорных территорий - будь то программа углубленного сотрудничества в торгово-экономической области, составленная в развитие так называемого плана Ельцина-Хасимото, разработанного в 1997 году и принятого в Красноярске, или же программа российско-японского сотрудничества по развитию совместной хозяйственной деятельности на спорных островах Итуруп и Кунашир, которые планируется подписать в Токио в ходе переговоров с премьер-министром Мори. Впрочем, два процесса: подготовка мирного договора, который так и не был подписан со времен окончания советско-японской войны, и налаживание экономического сотрудничества (соответствующая программа включает, например, такие разделы, как создание благоприятного экономического климата, содействие российским реформам, сотрудничество в энергетике, охране окружающей среды, хранении и использовании биоресурсов и т.д.) должны идти, как это и было оговорено еще в ходе двусторонних контактов с участием первого президента России, параллельно.
Ясно, что в первоначально определенные в ходе красноярских переговоров Ельцина и Хасимото, а затем закрепленные в "большой московской декларацией об установлении созидательного партнерства между Россией и Японией", сроки подписания мирного договора - 2000 год, уложиться не удастся. И в этом смысле визит Путина в Токио ничего не поменяет. Но для японской стороны на данный момент важно получить подтверждение тому, что новый российский президент в отношениях с Токио придерживается той же линии, что и Ельцин. Иными словами, признает наличие такой проблемы, как спорные территории, и готов искать пути ее решения, в том числе экономические.
Тем более что Япония занимает лишь 13-е место по объему инвестиций в российскую экономику. На конец 1999 года общая сумма японских вложений составила всего 3,157 млрд. долларов. К тому же, как выразился высокопоставленный источник "НГ", "не все кредиты нашли получателя, но пользователи нашлись для каждого". Об этом российский президент, конечно же, говорить не будет, но собирается произнести речь перед представителями деловых кругов Японии об экономическом взаимодействии двух стран. В Токио также будет обсуждаться вопрос энергетики, в том числе и возможности частичного финансирования проекта "Голубой поток", энергосбережения и взаимодействия в области атомной энергетики, в том числе и утилизации отработанного ядерного топлива. Для этого Путин берет с собой главу РАО "ЕЭС" России Анатолия Чубайса и министра атомной энергии Евгения Адамова. Пограничное взаимодействие планируется описать в меморандуме о сотрудничестве ФПС и японского управления безопасностью на море. Этим в Токио займется директор ФПС Константин Тоцкий, а министр промышленности, науки и технологий Александр Дондуков собирается создавать условия для совместного освоения космоса и подписывать межправительственное соглашение о научно-техническом сотрудничестве. Региональное сотрудничество будут налаживать Прохутдинов, Ишаев, Пуликовский, а так же Рахимов и Шаймиев (в свое время японцы выделили КамАЗу 400-миллионный кредит, который пришло время отдавать). Правда московского мэра Юрия Лужкова, который является председателем "Российского комитета 21 века" - партнера японского аналога "Форум российско-японской дружбы-21", с представителем которого собирается встретиться Владимир Путин, в состав делегации не включили - видимо, посчитав, что у столичного градоначальника на родине есть дела поважнее.
Программа визита предполагает также и выработку совместного заявления о взаимодействии двух стран в международных делах. С премьер-министром Мори Путин собирается обсудить и СНВ-2, и ПРО, и ситуацию в Юго-Восточной Азии и на Корейском полуострове - в преддверии саммита тысячелетия, на который Путин отправиться сразу после визита в Токио.