Глава Палестинской национальной администрации Ясир Арафат и посол Палестины в России Хайри аль-Ориди.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
СЕГОДНЯ в Москву приезжает очередной ближневосточный гость - глава Палестинской национальной автономии Ясир Арафат. Цель визита - заручиться поддержкой Москвы в урегулировании палестино-израильского конфликта. После провала Кэмп-Дэвида у Москвы появился реальный шанс не на словах, а на деле вернуться в ближневосточный регион.
Неожиданно Москву посещает и генпрокурор Израиля Эльяким Рубинштейн, который является также юридическим советником Государства Израиль. Этот деятель участвует в арабо-израильском диалоге, начиная с первого саммита в Кэмп-Дэвиде в 1979 году, а также в последней палестино-израильской встрече под патронатом Клинтона. Как он рассказал журналистам в Москве, на его взгляд, и атмосфера Кэмп-Дэвида-2000 была дружеской, личные контакты между членами делегаций просто замечательные, а все дело только в Арафате, который не хотел идти ни на какие уступки и даже не стал рассматривать компромиссные планы, предлагавшиеся израильтянами и американцами. Из высказываний генпрокурора можно сделать вывод, что Израиль готов искать компромисс. Однако он же неоднократно повторял, что Иерусалим останется неделимым, но свободным городом для всех. В Москве представитель Барака попытался убедить Россию помочь склонить Арафата к компромиссу.
На вопросы корреспондента "НГ", связанные с приездом Арафата в Москву, ответил посол Палестины г-н Хайри аль-Ориди.
- Господин посол, вы только недавно вернулись из Палестины. Не могли бы вы рассказать, что там происходит после Кэмп-Дэвида?
- Откровенно говоря, мы недовольны провалом переговоров. Палестинцы надеялись достигнуть успеха на саммите. Однако мы все очень рады тому, что Ясир Арафат проявил твердость. Американцы и израильтяне оказывали на него очень большое давление. Особенно это касалось вопроса о статусе Иерусалима и возвращении беженцев. К нашему большому огорчению, позиция США была необъективной. Соединенные Штаты уже несколько лет единолично пытаются управлять процессом ближневосточного урегулирования, и это не приносит никаких плодов. Мы считаем необходимым активное участие России в этом процессе.
- Будут ли эти арабо-израильские переговоры продолжаться, если да, то где и когда?
- Россия и другие посредники должны определить место и время. Москва может на равных говорить с Соединенными Штатами. Они могут обсудить и договориться и о проведении следующего саммита, и об условиях урегулирования. Если будет достигнуто понимание между Москвой и Вашингтоном, это будет способствовать мирному процессу.
- Если Москва предложит провести переговоры в Москве или в другом месте, согласится ли палестинская сторона на это предложение?
- Сразу могу ответить: мы согласны. Россия может участвовать в подготовке саммита. Если говорить откровенно, одна из причин провала Кэмп-Дэвида в том, что он был плохо подготовлен.
- Что значит хорошо подготовить переговоры?
- Сблизить позиции каждой из сторон при посредничестве обоих спонсоров. А уже потом приглашать на саммит. Не только Вашингтон может влиять на Израиль, но и Москва тоже. Россия не за океаном, мы практически соседи. Арабы - друзья России. У палестинцев очень близкие отношения с Москвой. Откровенно говоря, мирный процесс невозможно было бы начать без России. Все уступки, которые мы делали, - это только по просьбе России. Во-первых, мы признали Израиль. Во-вторых, мы согласились провозгласить свое государство на маленькой территории, всего 20% от того, что могло бы нам принадлежать по праву. Мы согласились признать резолюции 242 и 338 СБ ООН. Народ Палестины связывает с Россией большие ожидания. У нее есть сейчас возможность взаимодействия со всеми сторонами конфликта. В Париже Арафата спросили: "Можно ли считать, что мирный процесс застопорился?" Он ответил: "Нет. Мы ждем, когда российская сторона предпримет усилия для ближневосточного урегулирования".