СЕВЕРНОЙ Ирландии вернули автономию. Второй раз за три месяца Лондон пошел на деволюцию - частичную передачу власти местному органу самоуправления исполнительному комитету Законодательной ассамблеи Ольстера. Жители "изумрудного" острова празднуют выход из трехмесячного кризиса, в котором оказался 30-летний мирный процесс, когда 11 февраля протестанты объявили о выходе из совместного с католиками правительства Ольстера в ответ на нежелание сепаратистов из Ирландской республиканской армии (ИРА) сложить оружие.
Через три месяца ИРА порадовала сенсационным заявлением, согласившись на международную инспекцию своих арсеналов. Протестанты, испытывающие серьезный раскол между Ольстерской юнионистской партией (ОЮП) и Демократической юнионистской партией (ДЮП), собрались на совет и 459 голосами против 403 проголосовали за поддержку католиков в их желании продолжить мирный процесс. Лидеру ОЮП Дэвиду Тримблу, который занимает в правительстве Ольстера пост премьер-министра, пришлось приложить титанические усилия, чтобы убедить своих единомышленников вернуться в правительство вместе с ненавистными им католиками из Шинн фейн. Однако хрупкость достигнутого результата связана не только с остающимися 47% протестантов, выступающими против совместного с католиками правления. На днях в британской прессе появились тревожные сообщения о том, что ИРА является одной из богатейших преступных организаций в мире, имеющей колоссальные вложения в недвижимость, гостиничный и ресторанный бизнес. А деньги, сообщает пресса, ссылаясь на источники в британских спецслужбах, на протяжении многих лет ИРА получала от ливийских террористов. И тратила их не на оружие, а на инвестиции в прибыльные отрасли, приобретая площадки для игры в гольф, пабы и виллы по всему миру, очень грамотно сыграв на повышении цен на недвижимость и утроив полученную от Ливии сумму в 7 млн. фунтов стерлингов.
Пока британский премьер Тони Блэр наслаждается успехом своей миротворческой деятельности, доказав, что он и его правительство обладают мощным политическим потенциалом. Блэру и его ирландскому коллеге Берти Ахерну вместе с министром по делам Северной Ирландии Питером Мендельсоном удалось сдвинуть с мертвой точки дело, казавшееся безнадежным. В ближайшие три недели ИРА, с 1997 года соблюдающая соглашение о прекращении огня, обещала открыть по крайней мере три своих арсенала.