У Владимира Мечьяра теперь станет еще меньше поводов для хорошего настроения. Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото) |
СИЛОЙ пришлось полиции изымать словацкого экс-премьера Владимира Мечьяра из его дома, который он не покидал свыше трех недель. Лидер ныне оппозиционного Движения за демократическую Словакию (ДЗДС), а в недавнем прошлом - председатель словацкого правительства, властвовавший в республике без малого семь из десяти постсоциалистических лет и снискавший за авторитарные методы руководства не благую славу во всем демократическом мире, теперь испугался вызова на допрос в братиславскую прокуратуру и всячески избегал получения повесток, укрывшись, в конце концов, в стенах собственного дома в небольшом курортном городке Тренчианске Лазни.
Представитель прокуратуры еще в конце марта попытался было вручить экс-премьеру повестку даже в стенах одной из телестудий, сразу после того, как завершились шумные дебаты в прямом эфире между Мечьяром и нынешним главой правительства Микулашем Дзуриндой. Но троица дюжих охранников Мечьяра беззастенчиво оттеснила посланца прокуратуры в сторону от своего шефа, который тем временем удирал из студии через запасной выход.
После этого органы власти сменили свою тактику. Специальное подразделение полиции разместилось вокруг виллы, в которой проживает Мечьяр с семьей, и ожидало его появления на улице. Поскольку экс-премьер вызывался на допрос не в качестве обвиняемого, а лишь свидетеля, полиция не могла вторгнуться в дом и принудить его подчиниться требованиям властей. Для поддержки своего председателя круглосуточное дежурство в его доме организовали депутаты парламента от ДЗДС, а поблизости постоянно несли вахту и рядовые поклонники Владимира Мечьяра, до сих пор остающегося самым популярным политиком Словакии, так же, как ДЗДС по-прежнему лидирует по числу сторонников среди политических партий республики.
В четверг, 20 апреля, рано утром сотрудники полицейского спецподразделения после неуспешных переговоров с Мечьяром по домофону, видимо, получив приказ свыше, взломали задние двери и вторглись на территорию дома. Через два часа экс-премьер был уже доставлен в братиславскую прокуратуру для дачи показаний по делу о похищении сына бывшего президента Словакии Михала Ковача.
Предполагается, что Мечьяр не только заблаговременно был информирован об организации нашумевшей в свое время истории с похищением президентского сына, но, возможно, и инициировал ее или по крайней мере одобрил эту акцию, осуществленную силами Словацкой информационной службы (СИС), т.е. ведомства, занимающегося ведением одновременно разведывательных и контрразведывательных действий. Напомним, что сотрудники СИС в последний день лета 1995 года остановили на окраине Братиславы "Мерседес", за рулем которого сидел Михал Ковач-младший, вытащили его оттуда, насильно напоили некими снадобьями и тайком переправили на другую сторону словацко-австрийской границы, подбросив к зданию ближайшего отделения тамошней полиции.
Все это имело целью дискредитировать тогдашнего президента Словакии Михала Ковача, чуть ли не в одиночку пытавшегося помешать премьеру Мечьяру в реализации многих его замыслов в сфере политики и экономики, зачастую откровенно граничивших с нарушением законов или попросту игнорировавших их.
Парламентские выборы в октябре 1998 года полностью изменили ситуацию в Словакии. Власть в республике перешла к коалиции из шести демократических партий. Одним из первых шагов нового правительства был роспуск прежнего состава СИС и создание политически неангажированной команды разведчиков и контрразведчиков, которой - наряду с органами правосудия и полиции - было поручено детально расследовать в том числе и дело о похищении Ковача-младшего. После нескольких месяцев дебатов парламент лишил депутатской неприкосновенности бывшего директора СИС и близкого друга Мечьяра Ивана Лексу, которому свои свежеполученные депутатские полномочия передал именно экс-премьер. Вместе со своим бывшим замом Лекса провел несколько недель в предварительном заключении. Его заместитель фактически признал участие своей бывшей организации, как и свое личное, в осуществлении преступной акции с похищением сына экс-президента. Сам же Лекса пока предпочитает отмалчиваться.
Мешает завершению расследования и амнистия всем потенциальным обвиняемым по этому делу, которую объявил... все тот же Мечьяр в ту пору, когда совмещал обязанности премьера и президента, поскольку в 1998-1999 годах страна 15 месяцев жила без главы государства: по окончании полномочий Михала Ковача депутаты парламента никак не могли сойтись на кандидатуре его преемника. Нынешний премьер попытался было отменить эту амнистию, но Конституционный суд республики признал ее по-прежнему действующей, хотя дискуссия юристов на эту тему продолжается весьма бурная.
В конце минувшей недели следователь, который никак не дождется разрешения на допрос Владимира Мечьяра, решился на весьма неординарный ход, опубликовав в братиславской газете "Правда" статью под названием "Публичный вызов". Как выясняется из нее, от экс-премьера в прокуратуре ждут показаний не только по делу о похищении президентского сына, но также по некоторым весьма щекотливым эпизодам из деятельности СИС в период правления Мечьяра, а также о выплате незаконных премий членам его кабинета. Не исключено, что уже в недалеком будущем будут рассмотрены не только с экономической, но и с правовой точки зрения также вопросы о незаконных действиях мечьяровского правительства в ходе массовой приватизации госимущества в первой половине 90-х годов, когда практически даром ведущие предприятия республики получали в свои руки некоторые сомнительные дельцы или люди, близкие к правительству и лично к тогдашнему премьеру.
Опытный юрист - по образованию и по многолетней практике, Владимир Мечьяр наверняка сейчас хорошо представляет себе, что его ждет в прокуратуре при любом варианте - и в случае откровенных признаний, и в прямо противоположной ситуации.
Прага