В МИНУВШИЕ выходные в небольшом городке Трнаве под Братиславой Движение за демократическую Словакию (ДЗДС) провело съезд, который может стать заметной вехой в новейшей политической истории республики. Состоящее из функционеров всех мастей весьма солидного возраста, истрепанное в политических битвах последнего десятилетия, в ходе которого оно жестко властвовало в стране в общей сложности свыше семи лет и стало за рубежом нарицательным обозначением национализма и авторитаризма, ДЗДС теперь решительно намерено встряхнуть свои ряды и идейные основы и вернуться к власти обновленной, широкоуважаемой в собственной республике и за ее пределами партией. По крайней мере именно это явствует из решений съезда ДЗДС в Трнаве.
Сохраняя пока прежнее название, движение трансформировалось в общенародную партию правоцентристской направленности. Если прежде основу ДЗДС составляли богатые предприниматели, на заре капиталистических реформ получившие практически задаром самые лакомые куски госимущества, а также рассаженные состоящим из активистов ДЗДС правительством по городским и районным органам власти чиновники, то теперь новая партия намерена распахнуть свои ряды для молодых выходцев из самых разных групп населения.
Сменился и почти весь состав руководящих органов ДЗДС, а точнее, произошла их перетасовка. На первые позиции выдвинулись функционеры меньшего калибра, но с большей перспективой на получение популярности у словацкой общественности. Однако ключевой фигурой ДЗДС остался ее создатель и бессменный руководитель - Владимир Мечьяр. Тот самый многолетний премьер, из-за авторитарных замашек и непредсказуемых методов руководства которого Словакия получила на Западе весьма нелестный эпитет "черная дыра Европы".
До сих пор любое напоминание о Мечьяре сопровождается обычно фразой: "А, это тот самый премьер, который грозил западным лидерам, что если те экстренно не примут Словакию в свои оборонные и экономические структуры, то он развернет свою республику к ним иным местом, а с предложениями о дружбе обратится на восток?!" И ведь действительно обратился! И сам не раз бывал в Москве, и радушно гостей оттуда принимал. Крупную задолженность россиян благосклонно согласился погашать далеко не новейшей военной техникой, которая теперь пылится за ненадобностью. А руководимая близким другом Мечьяра республиканская служба разведки и контрразведки (SIS) отличалась тем, что оказалась единственным ведомством подобного рода за пределами СНГ, которое открыло свое представительство в российской столице и, как свидетельствуют документы, обнародованные после потери Мечьяром и ДЗДС власти в стране, в тесном контакте с коллегами из СНГ вела шпионаж в регионе ЦВЕ. Кстати, именно сотрудники SIS, находящиеся сейчас под следствием, организовали в августе 1995 года похищение сына тогдашнего словацкого президента Михала Ковача и переброску его на территорию соседней Австрии с целью последующей компрометации. Вряд ли на подобную акцию спецслужбы решились без команды свыше.
Осенью 1998 года ДЗДС выиграло в очередной раз парламентские выборы, но месячные хлопоты с подбором политических партнеров для составления правящей коалиции успеха ему не принесли. Несостоявшийся премьер Мечьяр вынужден был увести своих подопечных в оппозицию. Власть в стране перешла к пестрой лево-правящей коалиции из шести разнокалиберных, но - главное - вполне демократических по своим программам и деятельности партий. Многим тогда казалось, что с "мечьяризмом" в республике покончено, предрекали и распад ДЗДС, и закат популярности самого Мечьяра.
Ошибочность подобных ожиданий показали всего полгода спустя президентские выборы. Не имевший практически никакой поддержки от республиканских СМИ Владимир Мечьяр сумел не просто оказать достойное сопротивление кандидату от правящей коалиции Рудольфу Шустеру, но и набрал свыше полумиллиона голосов избирателей, что в условиях пятимиллионной Словакии фактически доказывает жизненность многих, столь противоречивых и на первый взгляд несовременных идейных ценностей ДЗДС и его лидера.
Это подтвердили и последующие месяцы жесткой политической конфронтации между правящей демократической элитой и оппозицией, которая поначалу состояла в основном из одной лишь ДЗДС, но потом подняли голову и небольшие националистические партии, а позднее также присоединилась заново созданная из осколков разных парламентских фракций молодым, но весьма опытным политиком-демагогом Робертом Фицо партия "Смер" (в переводе - "Курс"). Сам лидер "Курса" не скрывает, что примером для него во многих направлениях является коллега из соседней Австрии, так напугавший в начале этого года Европу, - Йорг Хайдер.
Именно эти две партии, ДЗДС и "Курс", прочно удерживают лидерство во всех последних опросах населения, а их руководители не скрывают своего благожелательного отношения к возможной коалиции после парламентских выборов. В таком случае амбициозный Фицо получает шансы встать во главе будущего правительства, поскольку Мечьяр вроде бы не собирается (или опять хитрит?) в четвертый раз становиться премьером, а намерен - добившись со своей партией победы на выборах - уйти в тень, опять-таки на хайдеровский манер. Оставшись в политике, например, "всего-навсего" почетным председателем ДЗДС, Мечьяр тем самым может помочь повышению авторитета партии не только дома, но и на международной арене, поскольку одной из целей партии после минувшего съезда является вступление в европейское объединение консервативных сил. Кроме того, ДЗДС теперь намерено всячески способствовать приему Словакии в состав НАТО и Евросоюза, уже не имея никаких задних мыслей о разворотах на восток.
Заручившись поддержкой правящей коалиции ДЗДС и "Курса", Владимир Мечьяр в будущем мог бы получить неплохие шансы в борьбе за президентский пост. Правда, читатель может справедливо возразить, что до всех этих очередных выборов в Словакии - что парламентских, что президентских - еще уйма времени, и многократно могут измениться передовые ныне позиции в опросах населения и ДЗДС, и Мечьяра.
Однако перешедший в наступление на своих политических противников Мечьяр учел и это. Свежими козырными картами в его руках смотрятся 6000 тысяч подписей под петицией об организации всенародного референдума за проведение внеочередных парламентских выборов. Пока Мечьяр, явно играя на нервах у политиков из противоположной партийной группировки, держит петицию под столом, не передавая ее президенту Шустеру, который, кстати, не исключил своего согласия на проведение плебисцита о выборах. Возможно, что Мечьяр тем самым просто тянет время: ведь президент, следуя букве закона, в том числе и по срокам, может назначить референдум на самый пик отпускного сезона, когда к урнам для голосования не поленятся пойти лишь самые дисциплинированные избиратели. А провал плебисцита даже из-за малой явки населения может весьма жестко ударить по авторитету его организаторов.
Три года назад это в полной мере ощутили на себе демократы после несостоявшегося именно по этой причине референдума о вступлении Словакии в НАТО. Тогда очень грубо, но тем не менее результативно сыграли подручные Мечьяра, нарушившие все мыслимые правила политической игры. Вряд ли на подобные действия решатся нынешние власти, но в их распоряжении помимо СМИ есть и вполне законные уловки, которых заранее хочет избежать лидер ДЗДС.
На мельницу тоскующих по власти Мечьяра, Фицо и их сподвижников льют, как ни странно, воду и сами ныне правящие политики. Не только вынужденно жесткими действиями по осуществлению недоделанных или намеренно искривленных их предшественниками экономических реформ, что, понятно, ведет к оскудению кошельков словаков и возрождению у многих из них надежд на возвращение Мечьяра и компании. Членов нынешнего правительства одолевают постоянные свары; то одни, то другие заявляют о своем намерении хлопнуть дверью, дробятся и без того небольшие партии, входящие в правящую коалицию. Сам премьер Микулаш Дзуринда вместе с шефом дипломатического ведомства Эдуардом Куканом и некоторыми другими министрами недавно создал еще одну "карманную" партию. Владимиру Мечьяру и его "обновленному" ДЗДС просто смешно было бы не использовать подобную ситуацию для попытки вновь овладеть словацким политическим Олимпом.
Прага