РЕЗУЛЬТАТЫ состоявшихся в Испании в воскресенье 12 марта всеобщих парламентских выборов, хотя они в какой-то мере и были предвосхищены предвыборными опросами, сопровождались рядом несомненных сенсаций, которые социологи в очередной раз предсказать не смогли.
ПОДСЧИТАЛИ - ПОРАЗИЛИСЬ
Прежде всего поразила всех сокрушительная победа правящей ныне Народной партии консерваторов, лидер которой Хосе Мариа Аснар с 1996 года является председателем правительства Испании. Думается, даже для них самих масштаб победы оказался неожиданным.
Консерваторы оторвались от главных и единственных соперников - Испанской социалистической рабочей партии - на целых 10%, получив около 43% голосов. В нижней палате нового испанского парламента, который соберется 5 апреля, правящая партия будет иметь 183 места. Это на 27 депутатских кресел больше, чем у нее сейчас есть. Партия нынешнего председателя правительства Хосе Мариа Аснара, таким образом, получила абсолютное большинство в высшем законодательном собрании страны. У нее на шесть голосов больше, чем требуется для принятия любого парламентского решения.
Очень показательно, что сразу после того, как они узнали о такой победе, все руководители партии, включая Аснара, стали особенно подчеркивать, что намереваются проводить открытую политику диалога со всеми политическими силами страны. Тем самым они пытаются ослабить опасения, что НП теперь сможет злоупотребить своим чрезмерным преимуществом в высшем законодательном органе страны - отсутствие сильной оппозиции в нем считается, и не без основания, фактором негативным и опасным.
Испанская соцпартия получила около 35% голосов и 125 мест в парламенте. Это на 16 мест меньше, чем у них было, и на 31 место меньше, чем у лидеров. Провал партии на выборах оказался столь очевидным, что ее генсек и претендент в премьеры Хоакин Альмуния, не дожидаясь окончательного подсчета бюллетеней, признал победу соперников и заявил, что немедленно подает в отставку, безоговорочно и окончательно.
Другой сенсацией выборов стало беспрецедентное падение голосов, поданных за коалицию "Единая левая", ядро которой составляют коммунисты, - всего около 5,5% голосов. Теперь вместо 21 депутата она будет представлена в департаменте всего 8 депутатами. Будучи третьей в стране политической силой, которой она неизменно оставалась после установления демократических порядков в стране после смерти Франко, коалиция перешла на четвертое место.
А принадлежащее ранее "Единой левой" третье место отныне будет занимать каталонская партия умеренных националистов "Конверхенсиа и Унион". Она осталась при своих 16 депутатах, но благодаря краху коммунистов и их союзников поднялась на одну ступеньку, войдя в тройку крупнейших партий.
На пятом месте - умеренная Националистическая партия басков. У нее 7 депутатов. Список заключают еще шесть мелких партий, главным образом региональных, у которых от 1 до 4 депутатов. Прежде, хотя они составляли меньшинство, от их соглашений и союзов в парламенте зависело очень многое, так как консерваторы после выборов 1996 года имели лишь на 15 мест больше, чем социалисты. Объединяясь с мелкими партиями, они не раз блокировали предложения и проекты правящей партии и ее правительства. Теперь мелкие партии уже не будут иметь таких возможностей и парламент станет для них главным образом рупором для изложения их идей, выражения согласия или несогласия.
ПРОТИВ "ЛЕВОГО ФРОНТА"
Все эти радикальные изменения в соотношении политических сил в Испании после выборов 12 марта тем более разительны, что, хотя прогнозы давно предрекали Аснару преимущество в 5-7% голосов по сравнению с основными конкурентами, полной уверенности в успехе консерваторов не было до самого подведения итогов голосования. Многие в стране еще помнят о том потрясении, которое они испытали, когда на выборах 1996 года консерваторы пришли к власти, сменив социалистов после 13 лет их бессменного правления. Партии Аснара также предсказывали преимущество в 7-10%, однако победила она с разницей всего в 1,3%, что потом поставило под вопрос даже возможность формирования ею кабинета.
Такая неуверенность в победе консерваторов может показаться непонятной человеку со стороны. Ведь партия Аснара пришла к 12 марта с отличным балансом, что общепризнано и в Испании, и во всем мире. Консерваторам удалось добиться самых высоких в Европе темпов развития, очевидного оздоровления и оживления экономики, сокращения безработицы с 25 до 15%, снижения налогов и повышения пенсий для наименее состоятельных слоев населения, политической стабильности и социального мира. Так, Аснару удалось наладить резко прерванный до этого его предшественником Фелипе Гонсалесом плодотворный диалог с профсоюзами, в результате чего уровень стачечного движения в стране был самым низким за последние десятилетия.
Однако партия Аснара, особенно в последний год правления - не исключено, потому, что почувствовала себя увереннее в своих силах, - допустила ряд промахов. Это дало социалистам основание обвинить ее, что она слишком правая, что для многих в Испании после 40 лет франкистской диктатуры является очень плохой рекомендацией. Соцпартия, которая, находясь у власти, показала себя не менее правой, попыталась предстать в роли главной защитницы социальных прав, которым якобы угрожают консерваторы. Альмуния также пошел на то, что впервые за минувшие после смерти диктатора 25 лет заключил предвыборное соглашение со злейшими врагами социалистов - коммунистами из "Единой левой". Он заявил, что это необходимо для объединения всех левых сил страны. Этот маневр и заставил многих усомниться в победе Аснара.
Как показала практика, этот шаг дал обратный эффект, определив нынешний провал соцпартии и левой коалиции. Судя по всему, такой оппортунистический союз не нашел понимания у многих наиболее твердокаменных социалистов и коммунистов. Но поскольку и за Аснара они голосовать не могли, то просто не явились на выборы. Именно из-за этого, кстати, и уровень участия в них избирателей был беспрецедентно низок - чуть более 60%. Что касается других избирателей, не разобравшихся в своих предпочтениях и колебавшихся, то они, испугавшись объединения погрязших в прошлом в скандальной коррупции и злоупотреблении властью хозяйственно некомпетентных социалистов с догматически мыслящими и непредсказуемыми коммунистами из партии Франсиско Фрутоса, перепугались и поспешили к урнам, чтобы поддержать противников сомнительного "левого фронта".
Эти факторы и определили победу консерваторов.
Среди других сенсаций выборов 12 марта стоит отметить, что в Стране Басков, где сторонники возобновившей "вооруженную борьбу" террористической организации ЭТА призвали своих басков не участвовать в голосовании в знак непризнания власти Мадрида, активность избирателей оказалось выше, чем даже средняя по стране. Это стало настоящим вызовом боевикам-террористам, которые тщетно пытались запугать большинство. Баски сумели преодолеть страх и осуществить свое демократическое право выбора.
В целом же выборы, что было приятным сюрпризом, так как в ходе их ожидали терактов и других провокаций со стороны ЭТА, прошли спокойно и без инцидентов.
5 апреля в Испании соберется новый состав парламента. Парламентарии предложат главе государства королю Хуану Карлосу кандидатуру председателя правительства, которое будет править страной в следующие четыре года. Ни у кого нет сомнений, что таким кандидатом будет нынешний премьер Хосе Мариа Аснар.
Мадрид