УПРЯМО потянув каждый на себя портфель министра финансов, старые коалиционные партнеры - социал-демократы (СПА) и "народники" (АНП) - разорвали вместо него те хрупкие условия о продолжении сотрудничества, о которых с таким трудом договорились к концу минувшей недели. Сегодня лидер СПА Виктор Клима намерен официально отказаться от формирования правительства.
Переговорная свистопляска о создании правящей коалиции, а значит, и составе нового правительства продолжается в Австрии без малого четыре месяца. Парламентские выборы, состоявшиеся третьего октября прошлого года, внесли полную сумятицу в устоявшуюся, казалось бы, политическую жизнь Альпийской республики. Победили на них "по традиции" социал-демократы, правда, понеся заметные потери в количестве набранных голосов (33,15% и 65 депутатских мандатов). А на второе место неожиданно для всех ворвалась Австрийская партия свободы (АПС), возглавляемая популистом и националистом Йоргом Хайдером. И всего на 415(!) голосов отстали от нее "народники". Обе эти партии получили по 26,91% и 52 мандата.
Лидер НПА Вольфганг Шюссель, вице-канцлер и шеф дипломатии в предыдущем кабинете, поначалу пошел на принцип, решив сдержать данное перед выборами обещание увести свою партию в оппозицию в случае, если она не займет на выборах второго места. Упрямство Шюсселя длилось до середины января, после чего он наконец внял призывам президента Томаса Клестиля и Климы и соизволил сесть с последним за стол переговоров, чтобы сформировать новый кабинет.
В отличие от Клестиля и Климы лидер правоориентированных "народников", науськиваемый представителями наиболее консервативного крыла своей партии, не исключал возможного альянса с Хайдером, тем более что последний готов был уступить Шюсселю пост канцлера. Дело оставалось за "малым": чтобы президент - после неудачных попыток составить кабинет Климы - поручил это дело следующему по очередности партийному лидеру, т.е. Хайдеру. Однако глава республики пока отрицает подобный вариант, опасаясь падения международного престижа Австрии. Уж больно незавиден авторитет за рубежом у несдержанного на язык Хайдера, неоднократно позволявшего себе в прошлом и обелять "земляка" Гитлера, и сомневаться в Холокосте, и резко высказываться против "засилья" иностранцев в Австрии, попутно обвиняя постсоциалистические страны ЦВЕ в желании заполонить Альпийскую республику своей дешевой рабочей силой в случае вступления в состав Евросоюза.
Правда, в последние месяцы, видимо, уже почти ощущая после успеха на выборах тепло министерского кресла, Йорг Хайдер попытался подправить свой политический образ, пеняя на "кривое зеркало", т.е. на домашние и заграничные СМИ. Он принес публичные извинения за некоторые свои высказывания и совершил вояжи в ряд европейских столиц, но практически с нулевым результатом. Зарубежные политики содрогаются при одной мысли, что Хайдер мог бы от лица Австрии влиять на деятельность европейских организаций, прежде всего ЕС, где подразумевается консенсус при приеме практически всех важнейших решений.
Меж тем под влиянием растущего в самой Австрии реноме лидера националистов другие здешние партии отчасти начинают перенимать его лозунги и идеи. Еще руководство прежнего кабинета ужесточило свои позиции в отношении ближайших соседей. Например, в феврале предполагается начало консультаций с Прагой по поводу возможной отмены послевоенных декретов о выселении из южных районов Чехословакии судетских немцев, или, как их чаще здесь называют, староавстрийцев. Продолжает оказываться давление на ту же Чехию, а также на Словению по поводу тамошних АЭС, расположенных неподалеку от границ Австрии и потому, дескать, крайне опасных для жителей Альпийской республики, которая с 1974 года является безъядерным государством. А руководству Словакии чуть ли не в категорическом тоне было заявлено, чтобы первая в этой стране АЭС советского типа, запущенная еще в 70-е годы, была в самое ближайшее время закрыта. Причем главный козырь в угрозах австрийских политиков - реализация права вето при приеме соседей в члены ЕС. "Австрийцы, судя по всему, абсолютно не понимают процесса европейской интеграции и расширения Евросоюза", - так недавно прокомментировал многообразные претензии Вены к странам ЦВЕ директор Европейского политического центра в Брюсселе Джон Палмер.
Партии Шюсселя и Хайдера сходятся в воззрениях на возможное членство Австрии в НАТО, отвергая ее традиционный нейтралитет. Правда, большинство населения (73%) не согласно с ними, считая, что республика по-прежнему должна держаться в стороне от военных блоков. Социал-демократы, придерживающиеся подобной позиции, тем не менее дали согласие на трансформацию оборонной политики ЕС, включая обязательство принять участие в отражении агрессии, если таковой подвергнется одна из стран - членов Евросоюза.
Помимо усталости от практически полувекового разделения в стране и личных антипатий между Климой и Шюсселем, социал-демократы и "народники" никак не могут договориться и по важнейшим вопросам внутренней политики, прежде всего в экономической сфере. АНП условиями своей благосклонности ставит пятилетнюю санацию обремененного ныне дефицитом в 63 млрд. шиллингов (почти 4,5 млрд. долл.) бюджета, отказ от запланированного роста налогообложения предпринимателей, доприватизацию оставшихся предприятий с госучастием, постепенное повышение возрастного лимита для ухода на пенсию - минимально 57 лет для женщин и 62 года для мужчин и ряд иных требований.
Разнятся позиции "народников" с СПА и в отношении к вступлению стран ЦВЕ в ряды ЕС. Партия Шюсселя, традиционно поддерживаемая Ассоциацией промышленников, готова лоббировать ускорение расширения ЕС, видя в этом немалые выгоды для австрийской экономики. Только в 1999 году фирмы Альпийской республики инвестировали в этом регионе 18 млрд. шиллингов (около 1,35 млрд. долл.), а в целом за последнее посткоммунистическое время увеличили свой экспорт к соседям втрое, прежде всего в Чехию и Венгрию.
В отличие от них социал-демократы под давлением не просто поддерживающих, но даже входящих в их руководящие органы профсоюзных боссов, хотели бы, как и Хайдер, на долгие годы затянуть для соседей подготовительный период к вступлению в Евросоюз, опасаясь, в частности, открытия своего рынка труда для дешевой рабочей силы из бывших соцстран. Согласно последним опросам, в надежде на хорошо оплачиваемую работу готовы хоть завтра выехать в Австрию около 26% чехов, 13% венгров, 9% хорватов, 8% словаков и 4% поляков. Нет точных данных на эту тему по странам Юго-Восточной Европы, но предполагается, что и там число желающих отправиться на заработки в недалекую Австрию наверняка превысило бы 30%.
Январские двухнедельные переговоры о сближении позиций социал-демократов и "народников" по правительственной программе, казалось, привели к компромиссу, а значит, и к возобновлению коалиции между ними. Оставалось лишь распределить министерские посты, но и этот процесс агрессивно настроенная АНП превратила в подлинное сражение, потребовав дополнительно для себя несколько ключевых ведомств, до сих пор находившихся под контролем социал-демократов, например МВД, где ровно 30 лет безраздельно властвовала СПА, а также министерства финансов, по труду и социальным вопросам.
Главным камнем преткновения в конце концов оказалось финансовое ведомство. "Народники" после многочасовых переговоров согласились, чтобы его возглавил не их представитель, а независимый профессионал. Однако члены руководства социал-демократов, разбиравшие этот вопрос целую ночь, отвергли подобное требование АНП.
Извещенный Виктором Климой о провале коалиционных переговоров между СПА и АНП президент Томас Клестиль дал лидеру социал-демократов еще одну неделю для переговоров со всеми парламентскими партиями (четвертой из них являются "зеленые" с 14 мандатами) о формировании нового кабинета. По мнению здешних наблюдателей, дело явно движется к созданию правительства меньшинства из представителей одной лишь СПРА. Ничего хорошего Австрии это не сулит, поскольку располагающая подавляющим большинством мест в парламенте правая оппозиция из "народников" и хайдеровцев наверняка будет пытаться заблокировать большинство предложений социал-демократических министров. А подобный пат может завершиться не чем иным, как досрочными парламентскими выборами. Согласно последним опросам их могла бы выиграть Партия свободы Йорга Хайдера, которую сейчас поддерживают более 30% австрийцев. Хайдеровцы в отличие от других партий не утомлены властью и готовы, засучив рукава, всерьез взяться за реализацию своих партийных принципов.
"Прошлое нас ничему не учит", - написал недавно венский еженедельник "Формат" и напомнил о не столь уж давней истории с президентством Курта Вальдхайма, бывшего в свое время в рядах нацистов и ставшего на посту главы Австрии, по существу, персоной нон-грата для многих столиц мира. "Формат" предупреждает, что выдвижение на передовые позиции националиста Хайдера может серьезно повредить отношениям Австрии с ведущими международными организациями и отдельными западными странами. Кстати, с 1 января этого года настал черед Австрии председательствовать в ОБСЕ.
Прага