КАК И ОЖИДАЛОСЬ, первый тур президентских выборов в Хорватии 24 января выиграл 65-летний Стипе Месич, представитель меньшей из двух победивших на недавних парламентских выборах коалиций ранее оппозиционных партий. За него проголосовало около 41% из пришедших к урнам двух с половиной миллионов избирателей.
Выдвиженец главной из этих коалиций, составленной из социал-демократической (СДП) и социал-либеральной (СЛП) партий, 51-летний председатель СЛП Дражен Будиша получил 28% голосов. Теперь эти политики скрестят политические шпаги между собой во втором туре, который состоится 7 февраля.
Набрав чуть более 21% голосов избирателей, остался на третьем месте и выбыл из дальнейшей борьбы первоначальный фаворит - 52-летний Мате Гранич, возглавлявший в течение последнего десятилетия дипломатическое ведомство Хорватии. Незадолго до президентских выборов он покинул все руководящие посты в родном Хорватском демократическом содружестве, которое фактически монопольно держало в своих руках власть в республике в течение 90-х годов, но после недавней смерти отца-основателя Франьо Туджмана погрязло во внутрифракционной борьбе и находится на грани распада.
Остальные шесть кандидатов в президенты намного отстали от этих трех политиков.
В конце этой недели должно быть сформировано и начать работу новое правительство Хорватии, возглавляемое лидером социал-демократической партии и последним из руководителей Союза коммунистов Хорватии 55-летним Ивицей Рачаном. В состав кабинета должны войти представители обоих экс-оппозиционных блоков, но в основном - ведущие политики СДП и СЛП. Предварительные, предшествовавшие еще парламентским выборам договоренности предусматривали делегирование единого кандидата от этих сил, Будиши, на президентский пост.
Но неожиданное вмешательство в борьбу Месича спутало все карты и серьезно осложнило практически еще не начавшееся сотрудничество коллег по новой правящей коалиции. Будиша считает себя уязвленным и обманутым и не скрывает обиды на Месича и его партнеров по малой коалиции. Стипе Месич в течение 1990 года исполнял обязанности последнего руководителя президиума федеральной Югославии. После распада СФРЮ Месич стал первым председателем парламента независимой Хорватии, но в 1994 году из-за разногласий с президентом Франьо Туджманом по поводу его политики в Боснии и Герцеговине покинул большую политику.
Стипе Месич построил свою предвыборную кампанию на личном обаянии, склонности к юмору, доступности для каждого избирателя. Он не организовывал митингов, не выступал с долгими речами о своих заслугах и намерениях по телевидению. "Приходите на кофе с президентом!" - таков был девиз Месича. Посещая города и маленькие поселки, он заходил в кафе, подсаживался к посетителям, отвечал на их вопросы и сам интересовался заботами рядовых соотечественников. После виденного лишь на трибунах или по телевидению, в золотом маршальском мундире с несколькими рядами звезд и орденов, словно отрешенного от простой человеческой жизни Франьо Туджмана для большинства хорватов было настоящим потрясением и праздником вдруг лично встретиться за столиком в кафе с потенциальным главой государства и поговорить с ним по душам обо всем наболевшем. Отсюда и исходит феномен лишь в начале января заявившего о своих президентских претензиях, а ныне с блеском выигравшего первый тур выборов Месича.
Если Будиша был осторожен в своих обещаниях, то Месич откровенно заявлял, что, став президентом, он безжалостно расстанется с пуповиной, до сих пор соединяющей Хорватию с хорватской частью Боснии и Герцеговины, мечту о присоединении которой к своей республике лелеял все последнее десятилетие Туджман, бросивший ради этого на жертвенный алтарь огромные средства и жизни тысяч хорватов и мусульман. Кроме того, Стипе Месич намерен сделать все необходимое для возвращения в родные места беженцев-сербов. Он также готов безжалостно выдать обвиненных в военных преступлениях хорватов Международному суду в Гааге и сам выступить в роли свидетеля.
Оба оставшиеся в игре претендента на пост главы Хорватии заявляют ныне, что, дескать, с удовольствием расстанутся с частью тех огромных полномочий, которыми по Конституции располагает президент, передав их парламенту и правительству. И Месич, и Будиша придерживаются одинаковых воззрений на будущее развитие своей страны: создание гражданского общества, демократизация общественной жизни, завершение приватизации и пересмотр некоторых спорных моментов ее первых этапов, установление дружественных отношений с соседями по балканскому региону, создание предпосылок для вступления Хорватии в ведущие международные организации, в том числе в НАТО и Евросоюз.
Прага