Чешским заключенным удалось заставить власти улучшить условия содержания в тюрьмах. Фото АП |
ВСЮ минувшую неделю бушевали страсти в чешских тюрьмах. Около 15 тысяч заключенных держали голодовку, а некоторые из них избрали и более энергичные формы протеста: крушили мебель и сантехнику, поджигали и выбрасывали в окна матрацы, постельное и нательное белье. К выходным дням волнения поутихли, но часть заключенных и в начале этой недели отказывалась от еды, полагая, что полностью доверять обещаниям вступивших в переговоры с ними представителей властей нельзя, да и достигнутые договоренности они оценили как весьма неполные.
Все началось с одной из тюрем около городка Кладно, неподалеку от Праги. Воскресным вечером надзиратель выключил телевизор незадолго до окончания интересного фильма. Заключенные нехотя и с ворчанием разошлись по своим камерам. А утром в понедельник обитатели всего блока не вышли к завтраку. Навстречу пришедшему начальству раздались свист, улюлюканье, стук алюминиевой посудой по решеткам и дверям, вдоль нескольких камер протянулись простыни с надписями: "Даешь качественную еду и достойное обращение! Мы тоже люди!" Моментально к протесту одного блока присоединились остальные заключенные. А вечером, после мелькнувшего в новостях одного из телеканалов сюжета о ситуации в кладненской тюрьме, забурлило уже в большинстве мест заключения. Наружу выходили долго копившиеся обиды и претензии.
Более всего заключенные были недовольны только что вступившим в силу новым законом о правилах отбывания наказания в рамках уголовно-исполнительной системы Чешской Республики. Например, теперь обитатели тюрем должны оплачивать свое пребывание в них, а также выплачивать средства людям, пострадавшим от их действий. При этом, естественно, предполагается, что большинство заключенных имеет работу, чего на самом деле нет. Поэтому сотрудники исправительных учреждений начали отбирать на вышеуказанные цели часть тех средств, которые передаются обитателям тюрем родственниками с воли. Кроме того, уменьшилось количество разрешенных посылок - до двух в год, что чиновники Министерства юстиции объясняют необходимостью лучшего контроля за их содержимым: до сих пор в посылках порой удавалось довольно ловко упрятать наркотики, холодное оружие, мобильные телефоны и другие "запретные плоды". И опять-таки согласно новому закону, заключенным заморозили личные денежные счета, из которых они черпали средства для дополнительных покупок в тюремных буфетах, более других от этой меры взвыли, понятно, курильщики.
Накопились у заключенных и иные претензии к своему начальству. Теплая вода, текущая из 3-4 кранов лишь три часа в сутки при огромной очереди страждущих по-человечески ополоснуться, полурваное постельное и нательное белье, изредка заменяемое не на чистое, а на менее грязное, полуразбитая сантехника в редких местах общего пользования. И единственный переизбыток - людей в камерах, где вместо восьми обитают по 10-13 человек. Лежать на кроватях можно только ночью, работы всем не хватает - вот люди и толкаются друг об друга целыми днями, изредка выбегая, точно животные, то на водопой и еду, то по нужде.
В чешских тюрьмах все эти годы царило относительное спокойствие, хотя время от времени кто-нибудь из ответственных чиновников называл его затишьем перед бурей, имея в виду условия содержания отбывающих наказание. Особенно тревожила всех переполненность тюрем. Сейчас в республике на 100 тысяч жителей приходится свыше 220 заключенных, что в два с лишним раза превышает средний уровень стран - членов ЕС, да и заметно превосходит соответствующий показатель соседей по региону: например, в Польше он равен 150, в Словакии - 123, а в Словении - всего 31.
Как и повсюду в мире, в Чехии тоже в последние годы ухудшилась криминальная ситуация. Поэтому число заключенных в течение 90-х годов возросло почти в два раза - до 23 тысяч человек, треть из которых составляли в минувшем году обвиняемые, ожидающие конечного вердикта суда. Но не исключено, что прошлый год стал переломным в развитии криминогенной обстановки: число преступлений снизилось, включая убийства, причем 89% последних удалось объяснить и задержать 235 из 285 лиц, обвиняемых в совершении убийств.
Кстати, сейчас в чешских тюрьмах сидит немало граждан России и других постсоветских государств. Часть из них ждет переправки в родные края, поскольку в Чехии они были лишь задержаны, а "не ладили", в основном, дома. Но есть здесь и такие, которые совершили преступления непосредственно на территории Чехии или с помощью адвокатов сумели разными способами вымолить себе отбывание наказания за криминальную деятельность в гораздо более цивилизованных условиях чешской исправительной системы вместо переезда в места заключения в России, о которых здесь ходят легенды не хуже бразильских.
Тем не менее участвовавшие в переговорах с забастовавшими заключенными представители чешских властей сочли возможным и необходимым пойти на некоторое улучшение условий для обитателей здешних тюрем. В частности, решено увеличить расходы на их питание - с 35 до 45 крон, что в пересчете составляет 1 и 1,3 доллара в день на человека. Теплая вода будет течь вдвое дольше, чем прежде. Улучшится качество и увеличится количество постельного и нательного белья. Заключенные смогут в необходимых случаях звонить домой с устанавливаемых в каждом тюремном блоке обычных телефонов, но с прослушиванием и записью разговоров надзирателями. Больше времени теперь отпускается на просмотр телепередач. Будут восстановлены личные счета, с которых заключенные могут еженедельно снимать 1000 крон (почти 30 долларов) на личные нужды. Обе стороны, противостоявшие в нынешнем конфликте, надеются также на большую профессиональную разборчивость судебных органов, которые могут и должны предотвращать попадание за решетку мелких нарушителей закона, что нередко превращало их в матерых преступников-рецидивистов. Может быть, новым положительным моментом в развитии уголовно-исполнительной системы окажется предоставляемая новым законом возможность передачи ряда тюрем в руки частных предпринимателей с сохранением государственных надзирателей.
Прага