Франьо Туджмана провожают в последний путь. Фото АП |
В ПОНЕДЕЛЬНИК Хорватия похоронила своего 77-летнего президента Франьо Туджмана. В ночь на субботу он скончался в загребской больнице "Дубрава" от рака пищеварительного тракта. Похороны "отца нации", как в республике часто называли Туджмана, прошли с наивысшими почестями, но из зарубежных руководителей на них присутствовали лишь президент Турции да премьеры четырех соседних стран - Венгрии, Боснии и Герцеговины, Словении и Македонии. Остальные политические лидеры ограничились письменными соболезнованиями.
Уже один этот факт демонстрирует противоречивое отношение к фигуре покойного Туджмана, которое сопровождало его политику все последнее десятилетие, когда он сначала добился главной цели своей жизни - создания независимой Хорватии, а потом установил в ней автократический режим.
Культу личности Франьо Туджмана способствовала и его богатая, насыщенная порой весьма экстравагантными событиями, биография. В молодости он вместе с отцом и братом активно участвовал в партизанском движении против немецких фашистов, а после войны сделал в армии головокружительную карьеру. К 1960 году он стал самым молодым югославским генералом. Спустя два года Туджман неожиданно уходит в запас, заканчивает в Загребском университете исторический факультет и становится здесь же преподавателем, а затем создает Институт истории рабочего движения в Югославии.
В середине 1960-х годов наступает новый период в жизни Туджмана. Он фактически вступает в политическую жизнь страны, начинает встречаться с оппозиционными деятелями, активно поддерживает движение за признание самобытности хорватского языка. Это сразу приносит ему, мягко выражаясь, неприязнь со стороны бывшего соратника по партизанскому движению, лидера СФРЮ Иосипа Броз Тито и первые гонения, выразившиеся в увольнении из института, лишении генеральского звания и исключении из рядов Союза коммунистов Югославии.
Последующее политическое упрямство привело Туджмана на девять месяцев в тюрьму "за попытку свергнуть государственный и общественный строй в Югославии". А за стремление сблизиться с другим бывшим сподвижником Тито, а затем виднейшим югославским диссидентом Милованом Джиласом Туджман снова угодил в 1981 году в тюрьму, откуда был выпущен раньше времени по состоянию здоровья.
Во время начавшейся политической оттепели в социалистической части Европы в конце 1980-х годов Франьо Туджман начинает постепенно реализовывать собственные представления о государственном обустройстве родной Хорватии и ее движении к независимости от федеральных структур в Белграде. В 1989 году он создает Хорватское демократическое содружество (ХДС), сразу ставшее сугубо националистически ориентированной политической силой, стремящейся подавить иные партии и движения и узурпировать власть в республике. Туджман становится председателем президиума, а затем и президентом республики, добивается провозглашения в июне 1990 года ее самостоятельности - сначала де-юре, а спустя год и де-факто. Своей политикой и деятельностью он во многом способствует развязыванию военных действий на просторах распадавшейся СФРЮ, полыхавших следующие четыре года и принесших страдания миллионам живущих в этом регионе людей.
Мечта покойного президента об этнически чистой Хорватии - о чем он почти откровенно заявил и в интервью автору этих строк еще в ноябре 1990 года - выразилась в итоге в фактическом изгнании из республики более 200 тысяч проживавших здесь сербов. Этому предшествовала молниеносная и кровавая боевая операция хорватских войск под названием "Буря" летом 1995 года, в ходе которой они оккупировали область Сербской Краины и воссоздали таким образом целостность Хорватии. До этого в Краине местные сербы попытались при поддержке Белграда образовать свою независимую республику. В ходе и после этой операции были убиты и пропали без вести сотни здешних жителей, как ранее на территории Боснии и Герцеговины, где под закулисным руководством Туджмана была создана самозванная хорватская республика Герцег-Босна, которую в последующем предполагалось присоединить к Хорватии.
Согласно Конституции страны, через 60 дней после смерти президента должны состояться выборы его преемника. О своих претензиях на высший пост откровенно высказался ныне исполняющий эти обязанности председатель парламента Влатко Павлетич. Пытаются вести свою игру еще три заместителя теперь уже умершего председателя ХДС. Это - шеф депутатской фракции ХДС Владимир Шекс, лидер герцеговинской группировки Ивица Пашалич и Златко Канюга. Определенные шансы на президентский пост имеет и председатель оппозиционной социал-демократической партии Ивица Рачан, весьма популярный среди населения.
Однако, по мнению многих местных и иностранных наблюдателей, наибольшие шансы возглавить Хорватию имеет нынешний министр иностранных дел Мате Гранич, пользующийся авторитетом и поддержкой у западных лидеров.
Прага