Последние десять лет Албанию сотрясают политические катаклизмы. Фото АП |
ПОЛИТИЧЕСКИЕ страсти в Албании пылают, не остывая, все десять последних лет. То делят власть партии, то отдельные лидеры, то рушатся полугосударственные финансовые пирамиды, превращая в прах многолетние накопления рядовых албанцев, то, как нынешней весной, в течение всего пары-тройки недель через границу вливается около 450 тысяч беженцев из соседнего Косово, что отзывается ощущением приближающегося коллапса последних из еще действующих государственных структур.
Новая беда начинает раскручиваться в эти осенние дни. После пары лет передышки возобновляется схватка за власть, за которой стоят не просто отдельные известные личности, но и разветвленные кланы, связанные как сложными и многолетними родственными, политическими и экономическими узами, так и непримиримостью к соперникам.
Сначала на очередном съезде блистательно подтвердил свое единоличное лидерство в оппозиционной Демократической партии Сали Бериша - ее бессменный председатель и экс-целитель коммунистической номенклатуры. Многие в стране всячески пытались в последние годы отправить его подальше с политической авансцены. Это именно в годы премьерства Бериши были созданы и потом смыты кровавым потоком короткой гражданской войны финансовые пирамиды, вместе с которыми превратилась в руины и самовосхваленная его кабинетом албанская экономика, якобы достигавшая ежегодного роста ВНП в размере 10-15%. Одновременно "почила в бозе" и армия, а ее вооружение было разворовано во время послепирамидального кипения страстей, и оно, как предполагают эксперты, постепенно перекочевало через ближайшие перевалы к бойцам косовской освободительной армии.
Оседлав уже было ускользавшего из-под него председательского коня в Демпартии, Сали Бериша тут же ринулся в новые политические сражения, во всеуслышание пообещав, что в самое ближайшее время постарается свергнуть нынешнее правительство 33-летнего премьера Пандели Майко. Тот в ответ лишь рассмеялся, но тут же получил "поддых" от своих партийных соратников: на днях он проиграл на съезде Социалистической партии борьбу за пост председателя, уступив его при соотношении голосов 261:291 Фатосу Нано.
47-летний Нано - политик не просто широко известный, но и достаточно популярный. К тому же он получил в последние годы весьма немаловажный для страны с преобладанием бедного и малограмотного населения ореол мученика. Выходец из семьи коммунистических функционеров, он сменил немало разных профессий, а после падения диктатуры сумел быстренько перевоплотиться в демократа, побывав и в лидерах наскоро преобразованной из коммунистической в социалистическую партию, и в премьерах переходного правительства.
Но на парламентских выборах победил Сали Бериша со своей Демпартией. Он сменил Нано во главе кабинета и поспешил отправить своего соперника в места не столь отдаленные, обвинив его в растрате семи миллионов долларов, поступивших в страну в рамках гуманитарной помощи. Нано отсидел четыре из отведенных ему судом 12 лет, называя себя не иначе, как "узником совести" и "политзаключенным". Во время постпирамидальной анархии в стране он бежал из никем не охраняемой тюрьмы и уже вдогонку получил от своего заклятого недруга Бериши, под которым уже вовсю тряслось премьерское кресло, полную амнистию. После этого повторилась, но уже в обратном направлении, рокировка Бериша - Нано на посту премьера. Однако год назад, после новых массовых волнений и прокатившейся по стране волны насилий, за которой явственно проглядывал орлиный профиль Бериши, Фатоса Нано вновь "попросили вон" - сначала из правительства, а потом и с председательства в Соцпартии.
Теперь вокруг главенствующего в Албании премьерского поста разворачивается новый виток борьбы, но уже не дуэта, а триумвирата соперников. Завоевавший немалое доверие в стране и особенно за рубежом из-за своей однозначной поддержки акции
НАТО в Косово премьер Пандели Майко накануне съезда своей партии пригрозил, что немедленно расстанется с премьерством, если не получит в руки председательский жезл. Однако никакой отставки пока не последовало. Майко обосновал это желанием не подвергать родную страну новому испытанию на политическую прочность, и подтвердил свое намерение вывести ее в ближайшие годы на новый виток экономического развития.
Реформирование национальной экономики для Албании - действительно задача, направленная в будущее. В этом отношении здесь оглянуться не на что: пусть и кратковременные, но - как, видимо, и положено у "горных орлов" - чрезвычайно бурные периоды полного хаоса, неоднократно пронесшиеся по стране за последние годы, погубили те немногие ростки преобразований, которые хоть как-то удалось привить на суровой албанской земле.
Трехмиллионная республика по большинству экономических показателей безнадежно плетется в хвосте европейских стран. Например, по размеру ВНП на одного человека Албания вдвое уступает Румынии, которую тоже иначе как европейским аутсайдером не назовешь. Зарубежные фирмы, естественно, не спешат врастать в здешнюю инфраструктуру из-за элементарной непредсказуемости внутриполитического развития. Поэтому уровень иностранных инвестиций едва перевалил за 50 млн. долл. Достаточно высоким является дефицит торгового баланса - 420 млн. долл. и размер инфляции. Хотя последняя в прошлом году сократилась с 42 до 11% и к весне нынешнего года продолжала уменьшаться, но здесь подступил косовский кризис...
А вот с ним-то нынешнему молодому руководству Албании удалось весьма неплохо справиться. Правда, при всесторонней поддержке международных сил. Вот уж действительно: не было счастья, да несчастье помогло. Военные и гуманитарные формирования из разных стран оставили после себя отремонтированные автомобильные и железные дороги, восстановленный аэродром. С помощью зарубежных экспертов создаются занимательные проекты по строительству автобанов, международных линий электропередач, гидроэлектростанции. Однако стоимость только последней составляет свыше полумиллиарда евро. В целом же создание планируемой "с иголочки" инфраструктуры потребует лишь на первом этапе не менее трех миллиардов евро. Обещают финансовую помощь развитые страны. Начинающийся процесс приватизации может все-таки привести в Албанию серьезных зарубежных инвесторов. Но прокатившиеся над Тираной в последние дни раскаты новых возможных политических междоусобиц звучат для них скорее сигналом предупреждения, чем приглашения в Албанию.