Капитолий в центре кубинской столицы был построен по образу вашингтонского. Но сегодня в Гаване можно встретить гостей из любой страны, за исключением, пожалуй, Соединенных Штатов. Фото автора |
КУБА для русского - что-то вроде давно забытой девушки. Сначала - внезапная влюбленность, переросшая в сильное чувство. Но все кончается уходом к другой. Другая же поманила и бросила, тем более что у нее таких - целый мир. И все равно, давний роман - кто помнит? В общем, сначала - из молодости - "Куба - любовь моя!", потом - из более зрелого возраста - слова той, другой, к которой ушел: "Тысячи кубинцев, страдающих от коммунистического ига, на утлых суденышках бегут от диктаторского режима Кастро..."
А Куба уже давно ни та, и ни другая. Любви нашей больше не ждет, да и от коммуниста Кастро уже не убегает.
ДОЛЛАР ПЕСО НЕ КОНКУРЕНТ
В Латинской Америке кубинцы считаются одной из самых красивых и веселых наций. Гаванский карнавал всегда привлекал массу туристов. Да и сами кубинцы веселятся и гуляют с не меньшим удовольствием. Значительная часть кубинцев - особенно молодежь и люди среднего возраста - одевается достаточно неплохо, и по ним не скажешь, что страна который год живет в условиях экономической блокады. Создается впечатление, что попал в какой-нибудь южноевропейский город или в Юго-Восточную Азию. Конечно, помогает климат - подбирать одежду нужно только на один сезон, причем не самый дорогой. Здесь возникает вопрос: откуда они все это берут?
Обычный магазин, где торгуют за местную валюту - песо, мало порадует нашего покупателя. Но для большинства кубинцев - это возможность, которая и позволяет в тяжелых экономических условиях как-то прожить впроголодь. В песовых магазинах можно отоварить продовольственные карточки на основные продукты питания: фасоль, рис, мука, крупы, масло и т.д. по доступным абсолютно для всех ценам. Это при том, что средняя месячная зарплата - около 10-11 долларов. (Курс - 20 песо за доллар, т.е., приблизительно, песо равен рублю). Цены за указанные продукты колеблются в диапазоне от 0,3 до 0,8 песо за килограмм или фунт (в зависимости от упаковки), т.е. 30-80 копеек, или же 1,5-3 цента. Проблема в другом - на карточку можно приобрести строго ограниченную норму.
Так что если кубинец хочет чего-то большего и у него есть для этого средства - можно пойти в долларовый магазин. Доллар песо не конкурент, шутят кубинцы.
Совсем недавно - год-два назад - в этих магазинах можно было покупать только иностранцам. Но после того, как было введено свободное обращение американского доллара, а кубинцам разрешили зарабатывать валюту, они стали основными посетителями супермаркетов. Да и самих таких магазинов появилось больше. Набор товаров - обычный для среднего универмага в любой стране. Товары в основном из Канады, Испании, Италии. Эти страны традиционно торгуют с Кубой. Даже несмотря на то что Соединенные Штаты принимают санкции против них за экономическое сотрудничество с Гаваной.
Поэтому в гаванском магазине запросто можно купить шотландский виски, причем за те же деньги, что в шереметьевском "дьюти-фри". Зато хорошую обувь или одежду можно купить дешевле. Товары из Соединенных Штатов (проводящих политику экономической изоляции Кубы)? Пожалуйста - джинсы "Левай"с", рубашки от "Кельвин Кляйн", кроссовки "Найк" - если есть доллары, можно приобрести почти по тем же ценам, что и в Нью-Йорке. Не говоря уже об одежде и обуви от всемирно известных фирм из Италии, Франции, Канады, Испании.
ОТКУДА БЕРУТСЯ ДОЛЛАРЫ
В России иностранцы недоумевают: многим русским месяцами не платят зарплату (если же платят, то ее едва хватает на квартплату) - а они спокойно живут, хорошо едят, ездят на автомобилях, одеваются неплохо и еще дают взятки, иногда нешуточные. Откуда все это? У каждого свой ответ, но в целом схему выживания и даже процветания в таких условиях знают почти все.
На Кубе тоже есть своя схема. Главное - Фидель разрешил иметь доллары. Значит, сумей их достать. Наипервейший источник их получения - родственники за границей, в подавляющем большинстве - в США. Практически у каждой кубинской семьи такие родственники есть. На 200-300 долларов, присланных из Флориды, кубинская семья будет жить припеваючи несколько месяцев. Есть определенные ограничения, но они не являются помехой. Причем власти не интересуются, на какие средства ты живешь и почему это вдруг начал ходить в валютный магазин.
Второй источник - туристы. Во-первых, все работающие в турбизнесе кубинцы хоть и сидят на фиксированном песовом окладе, но получают валютные премии. Во-вторых, существуют целые артели, занимающиеся производством и продажей сувениров. В-третьих, между собой кубинцы ведут расчеты в основном тоже в долларах, и таким образом валютная масса, постоянно пополняющаяся, распределяется даже среди тех, у кого нет источника прямого поступления долларов. В-четвертых, разрешено иметь свое частное предприятие - пока это только ресторан, кустарное производство или ремонтная мастерская. Но свобода торговли на Острове свободы уже появилась. Хотя экономика остается плановой.
"ШЕВРОЛЕ" 1945 ГОДА И ШЕСТИДВЕРНАЯ "КОПЕЙКА"
Об авто, которые колесят по кубинским дорогам, стоит сказать особо. Пожалуй, нигде в мире не сохранился такой автопарк, как на Острове свободы. Безусловно, причина тому - многолетнее американское эмбарго. Но тот же Иран, который двадцать лет уже также находится под американскими санкциями, не может похвастаться такими раритетами, какие на Кубе можно встретить везде. И в отличие от того же Тегерана или Багдада, где старые американские машины выглядят действительно старыми, Гавана может похвастаться тысячами "шевроле" и "бьюиками" сороковых-пятидесятых годов выпуска, блестящими, не разваливающимися и достаточно сносно ездящими. Есть, правда, и такие экземпляры, где вместо сидения водителя стоит табуретка, прикрученная проволокой к доскам, прикрепленным на передней и задней осях авто посреди прогнившего (при островном климате - явление распространенное) за десятки лет днища. Таких, однако, меньше, чем шикарных и сверкающих, в которых, кажется, должен играть рок-н-ролл, а за рулем сидеть непременно Элвис Пресли.
Другая часть автопарка - машины советские. Причем не только самые экспортные наши "Жигули", но и двадцать четвертые "Волги", "Москвичи" (от 412 до 2141). Пожалуй, только на Кубе можно встретить удлиненную модель ВАЗ 2101. Это изобретение местных таксистов. Две "копейки" соединяют в одну и получается "представительский" шестидверный лимузин. Мотив здесь один - чтобы в салон залезло как можно больше пассажиров.
С бензином здесь напряженка. За песо можно приобрести 20 литров в месяц. За доллары - свободно. Машин на улицах не то чтобы очень много - пробки случаются нечасто. Но тем не менее движение довольно оживленное. На светофорах и перекрестках постоянно стоят люди - просятся в попутчики. Водители с радостью подсаживают, если по дороге, причем не берут за это денег - не принято. Везут просто так, и порой в одном каком-нибудь "Форде" 1945 года выпуска набивается человек восемь (машина-то широкая) абсолютно не знакомых друг другу людей, которые начинают шумно друг с другом что-то обсуждать, спорить, смеяться, петь песни.
***
Проблемы остаются, но кубинцы ищут и находят им решение. Сейчас проводятся реформы, и если многие еще два года назад считали, что изменения на Острове свободы начнутся лишь с уходом Кастро, то сейчас рассматриваются уже десятки вариантов развития страны, ее сосуществования, отношений с другими государствами, причем все при том же команданте.