Фото Pixabay
На прошлой неделе российский Центробанк снизил ключевую ставку на 0,25% и пообещал продолжать в том же духе, если не случится чего-либо негативного. Принципиальных изменений в экономике эти изменения ставки не произведут. Ни оживления экономики, ни роста потребления мы скорее всего не заметим. Поэтому более важным событием можно назвать постепенное изменение отношения наших чиновников к планам реализации национальных проектов. Сразу после окончания Петербургского экономического форума российское чиновничество в один голос заговорило о невозможности достижения целей национальных проектов – особенно в условиях замедления нашей экономики. На государственном портале «Будущее России. Национальные проекты» все чаще цитируются те российские авторитеты, которые говорят о необходимости пересмотра целевых показателей нацпроектов в сторону их снижения. Признается также, что при микроскопическом приросте ВВП выполнить нацпроекты будет невозможно, а сами эти проекты экономику практически не ускоряют.
В прошлый четверг глава Счетной палаты Алексей Кудрин заявил, что слабый экономический рост в РФ препятствует реализации нацпроектов (см. «НГ» от 13.06.19).
«Если мы видим конечные цели, то в ходе самого исполнения, может быть, какие-то показатели можно на время снизить, чтобы сконцентрироваться на более серьезных вещах», – заявил он. И, по его словам, такой процесс уже идет: «В течение последних трех-четырех месяцев нацпроекты, включая федеральные проекты, уже несколько раз уточнялись».
«Если сам темп роста экономики будет низким, то, действительно, нацпроекты сильно пострадают», – сообщил Кудрин. И уточнил, что «исполнение нацпроектов не приведет к заметному повышению темпов экономического роста».
Следом за Кудриным на госпортале нацпроектов выступил зампред ВЭБ Андрей Клепач, который сообщил о замедлении экономики ввиду исчерпания тех «эффектов, которые поддерживали экономический рост в прошлом году». Клепач признал также факт замедления инвестиций в РФ и тревожные сигналы от слабого роста розничной торговли и падения реальных доходов населения в первом квартале. Особого эффекта от реализации нацпроектов в этом году не будет. Поскольку реальный прирост бюджетного финансирования начнется только ближе к концу года. Основной эффект от этих инвестиций, по словам Клепача, будет только в 2020–2021 годах.
Так что российским чиновникам предстоит непростая работа: объяснять, почему в экономике нет позитивных изменений и почему цифры в нацпроектах нужно снова переписывать. На прошлой неделе вице-премьер Виталий Мутко сообщил о падении ввода жилья в РФ на 2,9% за первые четыре месяца 2019 года. Если эта тенденция сохранится, то разрыв «плана от факта» в этом году составит уже 15 млн кв. м. Преодолеть такой разрыв будет уже невозможно.
Рассчитывать на внезапное улучшение мировой конъюнктуры России пока не приходится. Начатые президентом США Дональдом Трампом торговые войны грозят замедлением мировой экономики и соответственно сокращением спроса на товары российского экспорта. Одна только американо-китайская тарифная война грозит мировой экономике потерей 455 млрд долл., или 0,5% мирового ВВП, сообщила директор МВФ Кристин Лагард.
В прошлый понедельник Дональд Трамп решился на определенную эскалацию давления на Китай. В интервью CNBC он пообещал ввести дополнительные пошлины на китайские товары, если председатель КНР Си Цзиньпин не приедет на саммит G20.
«Если США лишь хотят дальнейшей эскалации торговых трений, мы дадим решительный ответ и будем биться до последнего», – заявил официальный представитель МИД КНР Гэн Шуан. Китай, по его словам, не хочет торговой войны, но и не боится ее. Гэн Шуан подчеркнул, что пока не знает, планирует ли председатель КНР Си Цзиньпин встречаться с Трампом на G20 в Японии. В конце недели прозвучали залпы и индийско-американской торговой войны, которая по масштабам значительно уступает китайско-американскому сражению. Индийские власти объявили о повышении таможенных пошлин на 28 американских товаров.
комментарии(0)