Фото с официального сайта Минобороны России
На протяжении всей минувшей недели мировые СМИ подробно освещали поход кораблей авианосной группы ВМФ России в сторону сирийских берегов. Как ранее официально сообщало российское военное ведомство, 15 октября корабельная авианосная группа Северного флота начала поход в район Средиземного моря. В составе группы – тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков», а также корабли обеспечения. После входа в среду вечером в акваторию Средиземного моря корабли группы остановились приблизительно на сутки в международных водах к северу от марокканского города Аль-Хосейма. В пятницу утром группа продолжила движение в направлении восточной части Средиземноморья.
На этом фоне появились сообщения об отказе ряда прибрежных стран принять для пополнения запасов российские корабли в свои порты. Однако военные эксперты отмечают, что подобные демарши никоим образом не могут повлиять на план и график похода авианосной группы. Согласно данным видеосъемки, выполненной самолетами ВМС Португалии и выложенной в Интернете, в состав российской группы входят также большой морской танкер «Сергей Осипов», средний морской танкер «Дубна» и танкер «Кама». О вспомогательных судах точная информация официально не объявлялась. Судя по всему, во время остановки у марокканских берегов танкер «Сергей Осипов» как раз и осуществлял заправку топливом кораблей авианосной группы.
По оценкам российских военных экспертов, при нахождении группы в Восточном Средиземноморье не будет никаких проблем для того, чтобы осуществлять дозаправку кораблей от танкеров. Они на ротационной основе могут оперативно пополнять свои запасы в российских портах на Черном море. На переход из Восточного Средиземноморья в Новороссийск и обратно танкеру потребуется 7–10 дней, притом что автономность авианосца составляет 45 суток. Если исходить из заявленной Министерством обороны продолжительности дальнего похода авианосной группы в четыре-пять месяцев, это означает, что авианосцу потребуется три-четыре дозаправки.
До подхода авианосной группы в составе постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море несут службу до 10 кораблей и судов обеспечения трех российских флотов. Корабли прикрывают с моря российские военные объекты в Сирии – авиабазу Хмеймим под городом Латакия и пункт материально-технического обеспечения ВМФ РФ в Тартусе.
Департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны сообщает о продолжающихся поставках новой военной техники. Так, за первые три квартала текущего года в авиационные части армейской авиации с заводов-изготовителей поступило более 50 новых вертолетов, включая Ка-52 «Аллигатор», Ми-28Н «Ночной охотник», Ми-35, Ми-8АМТШ «Терминатор», Ми-26, Ансат-У и другие. Более 10 единиц техники будет еще поставлено до конца года.
А к концу следующего года предполагается начало поставок в войска основательно модернизированного боевого вертолета Ми-28НМ. По словам начальника 220-го военного представительства Минобороны РФ полковника Евгения Полуянова, новый вертолет не имеет аналогов в мире. На Ми-28НМ внедрены новейшие достижения авиационной мысли. Его эффективность значительно повышена за счет новых композитных лопастей, новых двигателей отечественного производства, нового бортового радиоэлектронного оборудования. Это полностью цифровой борт, всепогодная машина, в которой существенно увеличена номенклатура применяемого вооружения, есть возможность взаимодействовать в едином информационном поле на поле боя, в том числе и с беспилотными летательными аппаратами. Ми-28НМ успешно совершил 12 октября текущего года свой первый испытательный полет. «Это один из примеров модернизации линейки вертолетов армейской авиации Ми-28 по результатам боевой эксплуатации в сирийском конфликте», – сказал замминистра обороны Юрий Борисов после успешного испытательного полета.
Огромный интерес прессы вызвали также проведенные в начале прошлой недели вторые в текущем году испытания гиперзвукового летательного аппарата, предназначенного для оснащения существующих и перспективных межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Пуск был осуществлен 25 октября в Оренбургской области с позиционного района Домбаровского соединения Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Его конкретная цель – очередное испытание гиперзвукового боевого блока для перспективной МБР «Сармат». «Предыдущие успешные испытания имели место в апреле текущего года. Таким образом, это второй полностью успешный пуск гиперзвукового блока, получившего в прессе название «объект 4202», – сказал источник, знакомый с ходом работ над перспективным гиперзвуковым летательным аппаратом (ГЛА). Уже сейчас он способен лететь со скоростью 6 Махов (один Мах соответствует скорости звука – примерно 300 м в секунду, или 1224 км/ч). По оценке ряда экспертов, перспективный ГЛА позволит нивелировать боевой потенциал глобальной противоракетной обороны США и, по сути, сделает ее бессмысленной.