Фото Reuters
Всю прошлую неделю власти решали вопрос, как же сделать так, чтобы в России соблюдалось продовольственное эмбарго.
В 2014 году руководством страны были приняты, как это тогда называлось, вынужденные ответные меры на санкции Запада, в этом году контрсанкции продлили еще на год.
Причем, как уточнил премьер Дмитрий Медведев в конце недели в эфире словенского телевидения, российское эмбарго рассчитано на год «не для того, чтобы сделать европейцам побольнее», а для того, чтобы нашим аграриям было проще планировать свое производство. Однако, как выясняется, запрещенный импорт из магазинов почему-то окончательно не исчезает.
Чтобы обеспечить соблюдение эмбарго, а также облегчить жизнь российским фермерам, которым до сих пор приходится конкурировать с импортом, в Общественной палате на прошлой неделе предложили Минсельхозу и Минэкономразвития радикальное решение проблемы – ввести уголовную ответственность за торговлю санкционными товарами.
Автор инициативы – первый зампредседателя комиссии Общественной палаты по поддержке семьи, детей и материнства Павел Сычев – пояснил: «Цель – убрать пробел в законодательстве. Получается, у нас запрещен ввоз санкционных товаров, но продажа разрешена».
Новость об этой инициативе вызвала бурное обсуждение, ведь получалось, что провалы экономического регулирования и таможенного контроля власти могут прикрыть статьей в Уголовном кодексе. Это борьба с последствиями, а не с причиной нарушенного эмбарго – обращали внимание эксперты.
В то же время, судя по заявлениям вице-премьера Аркадия Дворковича, контролирующие органы работают не покладая рук. «Что касается контроля ввоза товаров, которые попали под эмбарго, то эта работа постоянная. Фактически зафиксированных случаев, по которым приняты административные решения и открыты соответствующие дела, было несколько сотен на протяжении этих месяцев. Если я правильно помню цифру, то это где-то 700–800 случаев», – сообщил Дворкович журналистам в четверг. Сейчас Роспотребнадзор тоже активизировался по контролю розницы, добавил он.
Дворкович также рассказал, что российская сторона усилила взаимодействие с белорусскими и казахстанскими коллегами для предотвращения попадания запрещенной продукции на рынки РФ. «На новом уровне выстроили электронное взаимодействие для получения предварительной информации о движении товаров через белорусскую границу. Система работает лучше», – цитирует вице-премьера Интерфакс.
Однако без радикальных действий все же не обойтись – косвенно признало руководство страны. В пятницу президент Владимир Путин поддержал предложение главы Минсельхоза Александра Ткачева принять меры для уничтожения ввозимых в Россию санкционных товаров на месте. «Я прошу администрацию и правительство проработать это с юристами и предложить соответствующие решения», – сказал Путин.
То есть теоретически уже на границе весь запрещенный импорт, который нелегально провозится в страну, должен быть ликвидирован во избежание его проникновения в российские магазины. Сейчас, по действующему законодательству, запрещенные товары просто не пропускаются через границу и возвращаются обратно поставщикам. Правда, пока не совсем понятно, почему чиновники уверены, что после ужесточения весь запрещенный товар действительно будет полностью уничтожен.
Некоторые ведомства уже начали подводить первые итоги действия в стране контрсанкций. Правда, это получилось у них не очень убедительно. «За год, прошедший с введения продовольственного эмбарго, цены на продукты питания стабилизировались и стали снижаться», – сообщил в среду замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. И хоть он рассуждал именно о годе, конкретные цифры Евтухов привел только за несколько месяцев – начиная с апреля этого года.
В Минпромторге похвалились, что с апреля случилось рекордное падение цен на огурцы, томаты, перец, капусту, яйца – падение достигало нескольких десятков процентов. Также дешевели бананы, апельсины, виноград, сыр. Наконец, в Минпромторге указали пусть на незначительное, но тоже сокращение цен на гречку и сахар.
Правда, вряд ли такое во многом сезонное снижение цен станет долгосрочной тенденцией. Если взять данные Росстата за более продолжительный период времени – например, с июня прошлого года по июнь текущего или за первое полугодие 2015-го по сравнению с первым полугодием 2014-го, – тогда видно, что продукты в стране не дешевеют. Наоборот, по тем категориям, которые перечислили в Минпромторге, цены росли, как правило, на несколько десятков процентов.
В конце недели президент Владимир Путин провел рабочую встречу с главой правительства Дмитрием Медведевым и министром финансов Антоном Силуановым и обсудил с ними бюджетный процесс.
Затем – уже после совещания Медведева с кабинетом министров о секторальных расходах бюджета – стало известно, что правительство одобрило бюджетное финансирование агропромышленного комплекса на 2016 год примерно на том же уровне, что и в 2015-м. Об это рассказал на брифинге вице-премьер Аркадий Дворкович.
По его словам, окончательная цифра пока уточняется, но «принципиальное политическое решение» сохранить на том же уровне господдержку сельхозпроизводителей принято.