Минфин попытался закончить минувшую неделю на мажорной ноте. Министр финансов Антон Силуанов, выступая в пятницу перед депутатами, сообщил, что Россия наконец-то начала излечиваться от «голландской болезни». «Голландская болезнь» – это, как объяснил министр, «состояние, при котором экспорт сырья тормозит развитие национальной экономики».
«О необходимости «слезать с нефтяной иглы» говорилось с начала 2000-х годов. Однако высокие цены на нефть препятствовали реализации этой задачи. Резко упавшие в 2014 году нефтяные цены и санкции против РФ должны способствовать развитию обрабатывающей промышленности и импортозамещению», – сказал Силуанов. Министр уточнил, что сейчас сокращаются те инвестиции, которые раньше шли в нефтяную отрасль. Теперь эти средства, по версии Минфина, будут направляться в другие, не связанные с сырьевым сектором сферы.
Обрабатывающие отрасли, однако, судя по статистике Росстата, пока не заметили бурного притока инвестиций, за счет которого можно было бы нарастить выпуск. Так, в январе-феврале этого года производство в обрабатывающем секторе сократилось на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Для сравнения: в январе-феврале 2014-го обрабатывающая промышленность росла почти на 2% в год.
В свою очередь, замглавы Минфина Максим Орешкин сообщил в пятницу, что, возможно, уже в третьем квартале этого года российская экономика выйдет из рецессии. Правда, Орешкин добавил, что по итогам всего года российский ВВП все равно будет в минусе. Такие предположения о скором выходе страны из рецессии кажутся странными, ведь санкции пока никто не отменял, инвестиции сокращаются (в январе-феврале на 6,5% в годовом выражении), отток капитала сохраняется, и, по разным правительственным оценкам, он составит в 2015 году от 70 до 100 млрд долл.
Будет ли отток капитала на этом уровне или же он приблизится к кризисным показателям, когда из страны за один 2008 год убежало около 130 млрд долл., – пока понять трудно. Власти надеются, что отток прекратится сам собой, если пообещать предпринимателям максимально комфортную амнистию капиталов и тем самым улучшить их инвестиционное настроение. Однако, как показало правительственное заседание в четверг, власти пока даже не оценивали, сколько именно амнистированного капитала действительно вернется на родину.
Также в Минфине уверены, что уже со второй половины года рост потребительских цен начнет замедляться. «До июля мы будем находиться в пределах 16–17%. В июле все же подрастет инфляция из-за индексации тарифов. Затем, во втором полугодии, годовые темпы резко начнут снижаться, и мы ждем, что инфляция будет ближе к 11% на конец этого года», – говорит Орешкин. Прогноз Минэкономразвития по инфляции оказался чуть пессимистичнее: 12,2% по итогам года.
Россия сейчас оказалась в числе мировых лидеров по росту цен. На прошлой неделе Росстат сравнил данные по инфляции в США, странах Европы, СНГ, а также в некоторых странах Латинской Америки и Азии. В РФ с начала года рост цен достиг 6,2%. Хуже было только в Украине, где цены разогнались до 8,6%. На третьем месте – после России – Белоруссия, там инфляция составила 4,1% с начала года. В Евросоюзе за этот же период цены снизились на 0,7%. Правда, европейские правительства, в отличие от рядовых европейцев, не торопятся радоваться таким показателям.
Похоже, российским чиновникам сейчас не остается ничего другого, кроме как попытаться хотя бы воодушевляющими речами скрасить неблагоприятную экономическую ситуацию. У россиян все больше опасений вызывают растущие цены, угроза увольнений и сокращение доходов. Поэтому, видимо, и звучат громкие заявления о выздоровлении страны, о пользе санкций и низких нефтяных цен.
Признак нарастания проблем в экономике – сокращение потребительского спроса и оборота розничной торговли. Специалисты Высшей школы экономики (ВШЭ), проанализировав результаты опроса около 4 тыс. руководителей торговых организаций, сообщили в минувший понедельник, что деловая активность в розничной торговле продолжила бить антирекорды.
«Результаты текущего опроса однозначно войдут в историю обследований, закрепив за первым кварталом 2015 года статус одного из самых неблагоприятных и сложных периодов», – поясняют в ВШЭ. Показатели спроса сейчас находятся на самом низком уровне за всю историю исследований, и скорее всего население в ближайшей перспективе продолжит экономить на покупках, добавляют экономисты.
Неутешительные выводы экономистов подтверждаются статистикой. В стране растет бедность, сообщил на прошлой неделе Росстат. Правда, пока что данные статистического ведомства касаются итогов 2014 года, но есть опасность, что в дальнейшем на фоне двузначной инфляции и сокращения доходов населения ситуация будет лишь усугубляться. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2014 году выросла почти на 4% и составила 16,1 млн человек. Это 11,2% от всех жителей страны. В 2013 году доходы ниже прожиточного минимума имели 15,5 млн человек, или 10,8% от всех жителей РФ. В четвертом квартале 2014 года величина прожиточного минимума для всего населения составляла около 8,2 тыс. руб.