Кабинет Дмитрия Медведева утверждает проект бюджета на ближайшие три года. Фото с официального сайта правительства РФ
Курс рубля отметился на прошлой неделе новым рекордным паденим. Доллар стал стоить дороже 38 руб. Однако если для населения очередной обвал курса национальной валюты – серьезный удар по семейному бюджету, то для правительства – с точностью до наоборот. Ведь слабый рубль дает властям возможность наполнить казну за счет курсовой разницы.
В минувший вторник Минфин обнародовал проект бюджета на ближайшую трехлетку, в четверг правительство одобрило этот проект. Бюджет на следующий год сверстан с дефицитом примерно в 430 млрд руб., или 0,6% ВВП, и с явно заниженным показателем инфляции в 5,5%. В условиях близкого к нулю экономического роста приток доходов в бюджет будет явно недостаточным. Так что, видимо, именно за счет арифметических фокусов с инфляцией и курсом рубля финансовые власти планируют балансировать расходы и доходы.
Кроме того, балансировка будет происходить за счет экономии на наиболее затратных, с точки зрения финансовых властей, социальных сферах. Так, государственные расходы на здравоохранение в 2015 году по сравнению с 2014-м сократятся сразу на 12% в абсолютном выражении и почти на 20% с учетом инфляции. В конце недели на инвестиционном форуме в Сочи Минфин вспомнил еще одно средство экономии – кстати, запрещенное президентом. Глава Минфина вновь призвал повысить пенсионный возраст. А вице-премьер Аркадий Дворкович, в свою очередь, похвалился, что так называемый мораторий на пенсионные накопления в 2015 году – это выбранная властями альтернатива повышению налогов.
В санкционной войне на прошлой неделе отмечено некоторое затишье. Сначала в четверг Европарламент принял резолюцию с призывом усилить антироссийские санкции – отключить РФ от международной системы расчетов SWIFT и полностью запретить строительство газопровода «Южный поток». Однако затем компания SWIFT ответила на эту еврорезолюцию, что отключение России нарушает права компании и наносит ей огромный репутационный ущерб.
Лишний раз обдумывают новые ответные меры и в Москве. В четверг глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев в кулуарах Госсовета признался Reuters, что он пока не увидел в правительстве проработанных решений, касающихся нового антисанкционного плана. Эта же неопределенность вокруг ответных мер России сохранилась и на прошедшем в конце недели инвестиционном форуме в Сочи. Теперь российские власти все больше обсуждают не новые запреты, которыми еще недавно пугал помощник президента Андрей Белоусов, а способы поддержки подпавших под санкции секторов.
И снова российские власти обещают населению очередное прекрасное будущее, которое наступит через десятилетие. «Мы получим новую экономику. Не за год, не за два, но я абсолютно уверен, что в перспективе до 10 лет у нас будет совершенно другая, модернизированная экономика, даже несмотря на существующие сегодня ограничения», – пообещал в субботу премьер Дмитрий Медведев в эфире телеканала «Россия 24».
Власти не сворачивают государственные программы, хотя, конечно, они их корректируют, добавил Медведев. Основная проблема российской экономики, по его словам, не внешняя, то есть не санкции, а внутренняя. К внутренним проблемам премьер отнес прежде всего инфраструктурные ограничения. Все остальные внутренние проблемы, похоже, в понимании властей решены.
Видимо, в правительстве надеются, что обещания светлого будущего через десятилетие помогут населению смириться с трудностями, которые ждут отечественную экономику уже в ближайшие годы. Ведь, по словам министров, именно на 2015–2017 годы придется основной негативный эффект от санкций.