Минская встреча 27 августа имела неплохой потенциал оказаться главным событием прошедшей недели, в том числе для внутренней политики России, но так им и не стала. И если какие-то подвижки в экономических взаимоотношениях с Украиной она и обеспечила, то ожиданий по поводу политического урегулирования украинского кризиса саммит не оправдал. Личная встреча Владимира Путина и Петра Порошенко, судя по тому, что рассуждения о ней быстро ушли из информационной повестки, также оказалась нерезультативной. Впрочем, и сам президент РФ по горячим следам переговоров дал понять, что, хотя слова украинской стороной произносились и правильные, важнее будет их воплощение в дела.
Мирных политических решений от властей Украины дождаться не удалось, а потому Россия ужесточила риторику. На молодежном форуме «Селигер-2014» Путин снова напомнил Западу о его роли организатора антиконституционного переворота и опять обвинил киевский режим в безоглядном использовании силы там, где нужно вести политические переговоры. Президент дал понять, что в принципе у ополченцев юго-востока есть право вооруженным путем отстаивать свою позицию – как раз из-за того, что именно Киев побуждает их к этим переговорам исключительно с помощью оружия.
Основной же темой прошедшей недели следует признать вопрос: так воюют ли действующие военнослужащие РФ на стороне ополченцев? Плохие навыки ориентирования на незнакомой местности у солдат одного из подразделений десантников, приведшие к их пленению украинскими силовиками, наконец дали Киеву столь необходимые ему доказательства. Москва ответила, что это случайность, мол, и украинские военные переходили нашу границу неоднократно. Однако поскольку этот инцидент совпал по времени и с успешным наступлением донецкого ополчения, и с участившимися фактами гибели и ранений наших военнослужащих вроде бы в ходе различных учений, то четкий вывод у многих начал складываться сам собой. А тут еще заявление премьера ДНР о том, что некоторые российские военные помощь юго-востоку оказывают в период своего очередного отпуска. В общем Украина и Запад вместе с ней в дополнительных аргументах больше, похоже, не нуждаются.
Новая ситуация, безусловно, придаст силы нашей непарламентской оппозиции. Как раз на прошлой неделе стало известно, что она собирается возобновить протесты против войны. Шествие намечено на 21 сентября, и теперь появился повод не только покричать «Слава Украине!», но и выступить за людей, обманываемых государством. Как известно, второй лозунг демократических оппонентов власти – прекратить политику самоизоляции России. Так они называют меры, принимаемые в ответ на западные санкции – прежде всего на рынке продовольственных товаров. Здесь символом борьбы с плохой иностранной едой, безусловно, стали рейды Роспотребнадзора против закусочных «Макдоналдс», которые на прошлой неделе закрывались по всей стране. А вот знающие люди утверждают, что это, наоборот, пример чисто пропагандистского подхода к проблеме. Скажем, депутат Госдумы Валерий Зубов, изучивший ситуацию, настаивает, что ради красного словца нанесен удар по тысячам именно российских товаропроизводителей, ведь «Макдональдс» на 85% обеспечивался именно местными поставщиками, причем как раз теми, кто сумел довести свою продукцию до высоких стандартов качества.