Премьер Дмитрий Медведев не любит, когда кто-то из подчиненных не соглашается с его решениями. Фото с официального сайта правительства РФ
В середине прошлой недели президент Владимир Путин принял решение, которое может изменить жизнь и простых россиян, и отечественных производителей, и иностранных поставщиков продовольствия.
В среду президент подписал указ, запрещающий либо ограничивающий на один год ввоз в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран, принявших по отношению к РФ экономические санкции.
В четверг премьер Дмитрий Медведев подписал правительственное постановление с перечнем запрещенных импортных продуктов. Под запретом оказались поставки говядины, свинины и продукции из них, мяса птицы, плодоовощной продукции (овощей, фруктов, орехов), рыбы, а также ракообразных, моллюсков и пр., сыров, молока, молочных и молокосодержащих продуктов из Евросоюза, США, Канады, Австралии, Норвегии.
Как уточнил Дмитрий Медведев, такое решение далось властям непросто, это были вынужденные ответные меры на санкции Запада. Зато теперь, добавил Медведев, у российских аграриев появился уникальный шанс для развития. Отечественные производители поспешили уверить, что они способны заместить запрещенный импорт, а там, где им будет тяжело это сделать на первых порах, их подстрахуют поставщики из стран, не попавших под российские запреты. Прежде всего это страны Латинской Америки.
В президентском указе подчеркивается, что правительство должно принять необходимые меры, чтобы не допустить на российском рынке дефицита и ускоренного роста цен. Медведев пообещал жестко пресекать попытки спекулятивно подзаработать на ситуации. И именно этот пункт – борьба с ценами и инфляционными ожиданиями – сейчас тревожит экспертов больше всего.
Вторая по значимости новость минувшей недели – неожиданное решение правительства продлить на 2015 год мораторий на перечисление пенсионных накоплений граждан в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Мораторий уже действовал в 2014 году, и власти обещали, что в 2015-м его отменят. Но во вторник на совещании о бюджетных проектировках правительственные чиновники поступили с точностью до наоборот – продлили так называемую заморозку пенсионных накоплений, чем шокировали не только представителей отрасли, но и коллег.
Как передавал Интерфакс, по оценкам Минфина, продление моратория на 2015 год будет стоить стране как минимум 700 млрд руб., которые НПФ могли инвестировать в корпоративные ценные бумаги, и 1% роста экономики. Вице-премьер Ольга Голодец не согласилась с такими оценками. По ее словам, до сих пор наличие накопительного компонента не давало стране дополнительного экономического роста. Ольга Голодец и министр труда Максим Топилин указывали на низкую эффективность накопительной составляющей в рамках обязательного пенсионного страхования.
Если об эффективности накопительного компонента еще можно спорить, одно все же не вызывает сомнений: такие резкие действия правительства в очередной раз подрывают доверие населения и бизнеса к принимаемым в стране решениям. И именно сейчас – когда нервозность на рынках и так нарастает – подобные кульбиты вызывают еще больше раздражения.
Странно ожидать инвестиционной активности в стране, если власти с легкостью отказываются от сделанных ранее обещаний. Однако в самом правительстве не считают свои действия неправильными. Наоборот, когда вдруг кто-то из правительственных чиновников осмеливается публично покритиковать решение всего кабинета министров, его тут же лишают должности.
Наконец, третья главная новость минувшей недели – министр культуры Владимир Мединский решил ужесточить государственное регулирование туротрасли в стране. Сообщения о новых банкротствах крупнейших туроператоров стали для российского правительства неприятной неожиданностью. Премьер Дмитрий Медведев с удивлением заметил, что, оказывается, некоторые турфирмы в России работают по принципу финансовых пирамид и на самом деле ни за что не отвечают.
И только сейчас, когда туротрасль сильно просела из-за сокращения доходов населения, резких валютных колебаний, нарастания геополитической напряженности, все тайное стало явным. Выходит, если бы отпускной сезон был поудачнее, туристические финансовые пирамиды проработали бы еще долго под самым носом у правительства. Они и дальше числились бы в реестре туроператоров как надежные компании.
В Ростуризме, однако, находят себе оправдание. Как ранее пояснял «НГ» начальник управления международного сотрудничества Ростуризма Валерий Коровкин, у ведомства нет надзорных и контрольных функций. «Мы даже исключить туроператоров из реестра не можем. У нас нет прав, которые давали бы возможность действительно вмешиваться», – говорил он. Теперь, похоже, Ростуризму дадут все необходимые для вмешательства рычаги.